10:3509.08.13

Минобороны отправляет стратегические паровозы в утиль

Минобороны отправляет стратегические паровозы в утиль

На единственной сохранившейся базе стратегического ресурса в Смоленской области под городом Рославль осталось всего 12 паровозов, и те вскоре могут отправиться в утиль.
- Паровозы все уже гнилые, мы их распиливаем потихоньку, - рассказали «Известиям» в ФЛ «Ремонтное локомотивное депо Смоленск». - Официально этот стратегический объект назывался базой запаса железной дороги, но статус стратегического резерва потерял окончательно в 2004 году, когда было упразднено Министерство путей сообщения.

Все сохраненные паровозы, учитывая опыт Великой Отечественной войны, предназначались только для ЧС, потому что, как уверяют специалисты, паровоз - самая надежная техника для обеспечения воинских перевозок: случись война, он может работать автономно в отличие от электровоза, которому нужно электричество, а также его воду и пар можно использовать для хозяйственных нужд.

- Часть паровозов была зарезервирована за Ракетными войсками стратегического назначения в давние 70-е годы прошлого века, но для транспортировки ракет они не предназначались, - рассказал офицер-ракетчик из штаба РВСН. - Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) базировались только на тепловозах, а паровозы в случае необходимости могли использоваться лишь для подвоза технических материалов.

В 1956 году в СССР было принято решение прекратить строительство паровозов, однако угроза ядерной войны со стороны США спасла многотысячный парк паровозов по всей стране. Более того, всем действовавшим на тот момент паровозам был определен статус стратегического резерва. Десятки сверхсекретных железнодорожных объектов были разбросаны по всей стране. Например, на западных границах существовал особый резерв паровозов, переставленных на европейскую колею, а в связи с событиями в конце 1960-х годов на дальневосточных границах много паровозов было переведено и на колею Китая.

К настоящему времени стратегического резерва паровозов уже не существует. Открестились от паровозов на базе в Рославле даже в Главном управлении Железнодорожных войск МО РФ, заметив, что давно не занимаются «ретролокомотивами» и не готовят для них машинистов.

Специалисты по паровозам остались сегодня лишь в Московском депо имени Ильича и депо на станции Тихорецкая в Казани. В последнем сейчас реставрируется одна из паровых машин, которая будет работать на ретромаршрутах на одном из участков российских железных дорог.
- Конечно, было бы правильно оставить несколько баз, подобных той, что находится под Рославлем, укомплектовать их современными тепловозами, обучить специалистов. А паровозы надо раздать в музеи, жалко их резать на металл, это все же наша история, - заявил военный историк Илья Мощанский, отметив, что с военной точки зрения сохранять стратегический резерв паровозов не имеет смысла.

С ним согласен и главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
- Не надо впадать в крайности, с таким же успехом мы могли бы сохранять противогазы для лошадей на случай атомной войны или каски времен Халхин-Гола. Очевидно, что время паровозов прошло, ведь их успешно заменяют тепловозы и другие современные средства передвижения, - считает он.

Содержание паровозов - не дешевое удовольствие. Чтобы сохранять паровую машину в рабочем состоянии, требуется порядка 300 тыс. рублей в год. Каждые три года паровоз проходит обследование, контрольную топку котлов, его нужно регулярно обслуживать и смазывать механизмы. При необходимости паровозы используют для отопления зданий при авариях на котельных, а также для съемок в кино.

Крест на паровозах в нашей стране окончательно поставили в январе 1991 года, когда по постановлению Совета министров большую их часть надлежало отправить в металлолом, а строго охраняемые объекты закрыть. База под Рославлем - единственная, которая сохранилась до сих пор. Она не обозначена ни на одной официальной карте, скрыта в лесном массиве, сюда ведет только одна железнодорожная ветка, которая за шлагбаумом расходится на несколько запасных путей.

Любители поиграть в геокешинг (поиск тайников, спрятанных другими участниками игры, с применением спутниковых навигационных систем) не раз отмечали, что заброшенная на вид база строго охраняется и фотосъемка там категорически запрещена.
- База, где стоят паровозы, до сих пор находится под круглосуточной охраной, ведь кроме них там стоят еще и электровозы, - пояснили в смоленском депо.

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:2829 апреля в центре Мурманска перекроют движение

19:15В майские праздники на границе и в аэропорту «Мурманск» будут работать приставы

18:20Ремонт в детской мурманской библиотеке закончат ко Дню города

17:44Житель Мурманска угрожал зарезать 64-летнюю мать

16:46В Мурманской области ожидается потепление до +8°

16:28Мурманск празднует «День призывника»

16:12Пограничники поймали мурманчан с 400 кг краба

16:04Москвичей перепугали воздушной тревогой в метро

16:00Украина похвасталась Крымом в рекламе Евровидения

15:43Водитель такси в Мурманске украл забытый пассажиром телефон

15:20В Мурманской области появится новый природный парк «Кораблекк»

15:00Мурманчанин избил собутыльника бейсбольной битой

14:513,5 года за ловлю покемонов в храме может получить блогер

14:43Жители Мурманска не заинтересованы в муниципальных парковках

14:28Сегодня над дорогой Кировск- Кукисвумчорр спустят лавины

14:11«КолАтомЭнергоСбыт» поздравляет с 1 Мая и информирует о режиме работы

14:07В мурманской школе 57 прошел урок электробезопасности

13:53В Апатитах чипировали двух медвежат и пони

13:3721-летний северянин украл из магазина бутылку Hennessy

13:36Россияне оказались трудоголиками

13:21На обеспечение безопасности дорожного движения в Мурманской области выделят 1,2 млрд

13:06В Териберке представят проект мобильной библиотеки «Новая глава»

12:52Родственник украл у пенсионера из Мурманска ордена, медали и ружьё

12:37В Мурманске на Зелёной улице полыхает «деревяшка»

Все новости