09:2515.08.13

Индийскую подлодку взорвали аккумуляторы

Индийскую подлодку взорвали аккумуляторы

Как ИА «Nord-News» уже сообщало, в ночь на среду в порту Мумбая взорвалась и утонула дизель-электрическая подлодка ВМФ Индии «Sindhurakshak», построенная и недавно отремонтированная в России. По предварительной версии, ЧП произошло из-за утечки водорода. Взрыв этого газа, вытекшего из торпеды, ровно 13 лет назад уничтожил АПЛ «Курск». Сейчас специалисты предполагают, что роковая утечка случилась при зарядке аккумуляторов.

Первый взрыв на борту Sindhurakshak, пришвартованной к пирсу, прогремел вскоре после полуночи. В это время на подводной лодке находилось десятка два человек - в основном техники. Поскольку в среду лодке предстояло выйти в море на боевое дежурство, экипаж занимался погрузкой боезапаса - торпед и ракет, а также заправлял ее дизельным топливом и заряжал аккумуляторы. По некоторым данным, последние были разряжены после перехода Sindhurakshak из Северодвинска в Мумбай, длившегося с января по апрель этого года. Весь маршрут в 10 тыс. миль лодка прошла на дизелях, а уже в порту использовала аккумуляторы.

Взрыв сопровождался мощным выбросом огня из носовой части корабля. Члены экипажа, которые находились на палубе и не были сметены ударной волной, сами попрыгали за борт, спасаясь от огня, распространявшегося по судну. Через мгновение, по словам очевидцев, судно потряс еще один взрыв. Он был мощнее первого и повредил стоявшую рядом другую дизель-электрическую подводную лодку Sindhuranta, тоже изготовленную в России.

Десятку пожарных экипажей, приехавших в порт, потушить охваченную огнем Sindhurakshak не удалось. Однако, создав с помощью десятков брандспойтов так называемый водяной заслон между лодками, они смогли спасти от огня Sindhuranta. Тем временем Sindhurakshak, у которой взрывами был разворочен корпус, затонула, оставив над поверхностью рубку. Вчера днем, попав на борт подлодки, водолазы обнаружили 18 погибших подводников.

По первоначальной версии, взорваться могли боеприпасы, получившие, например, повреждения при погрузке. Однако, как объяснили «Ъ» специалисты ОАО «ОКБ «Новатор», разработавшие установленный на лодке ракетный комплекс Club-S, их продукция не могла взорваться ни при каких обстоятельствах, поскольку ракеты имеют защиту от ударов, огня и детонации.

Вопрос с торпедами остался открытым. Известно, что крупнейшим поставщиком таких боеприпасов для подлодок, сделанных для ВМФ Индии в России, является завод «Дастан». Однако на предприятии и в Совете обороны Киргизии не смогли определенно сказать, были ли их торпеды на Sindhurakshak. «Ответ на наш запрос из Индии еще не поступил», - отметил собеседник в совете, тем не менее утверждающий, что продукция «Дастана» не могла стать причиной аварии.

Не склонны винить боеприпасы и специалисты ОАО «Центр судостроения «Звездочка», где Sindhurakshak проходила ремонт и модернизацию с 2010 по 2013 год, что обошлось индийской стороне в $90 млн. Высокопоставленные источники на предприятии сообщили, что первый взрыв почти наверняка произошел из-за утечки водорода, образовавшейся при зарядке аккумуляторов лодки.
По данным технических специалистов, зарядка аккумуляторов вообще является одной из самых опасных работ на подлодке, поскольку концентрация водорода в замкнутом помещении даже в объеме 4-5% может привести к самопроизвольному возгоранию или взрыву. Поэтому устройства для зарядки на лодке имеют несколько степеней защиты. Так, например, качественные аккумуляторы оборудованы системой контроля, отслеживающей концентрацию водорода в воздухе. Обнаружив ее превышение, они сами отключаются от зарядки.

В аккумуляторной яме подлодки Sindhurakshak, как рассказывают на «Звездочке», также была установлена система газового контроля. Когда лодка находится на поверхности, система допускает зарядку только при работающей проточной вентиляции, выдувающей избыток водорода наружу. Если лодка на глубине - воздух с водородом прогоняют по замкнутому циклу, сжигая последний в специальных печах.

Источники полагают, что процедура зарядки могла быть нарушена, что и привело к трагедии. Первый взрыв, вызванный утечкой водорода, уверены специалисты, привел к пожару и детонации боеприпасов, находящихся на борту Sindhurakshak. Кстати, утечка водорода в феврале 2010 года привела к пожару на Sindhurakshak, в результате которого один из моряков погиб, а еще несколько оказались в больнице. Причиной ЧП оказалась неисправность клапана одной из заряжаемых батарей.

Именно после этого ВМФ Индии и заключил контракт со «Звездочкой» на ремонт Sindhurakshak. В ходе него, кстати, были заменены аккумуляторы лодки - вместо штатно установленных на ней батарей производства санкт-петербургского ОАО «Электротяга» по требованию заказчика поставили выпущенные на заводе в индийском Ахмадабаде компании Exide.

Интересно, что примерно по такому же сценарию развивалась катастрофа АПЛ «Курск» в Баренцевом море. 12 августа 2000 года, как установила Генпрокуратура, на ее борту произошла утечка перекисно-водородного топлива из учебной торпеды, что привело к взрыву. Через полторы минуты взорвался остальной боезапас АПЛ, что в итоге привело к гибели 118 человек.

Представители «Звездочки» уверены, что ЧП на Sindhurakshak никак не связано с проведенными ремонтом и модернизацией. Сдаточная команда из пяти человек, находившаяся в момент трагедии в Мумбае, предложила свои услуги по установлению причин взрыва комиссии ВМФ Индии, однако от них вежливо отказались.

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

12:16Сотрудники ГИБДД в Мурманске провели велосипедную эстафету

11:15Северянам стала доступна информация о пенсии через мобильное приложение

10:00В Мурманске пройдёт акция по сбору макулатуры

14:30За кражу косметики северянке грозит срок до двух лет

12:13Жителей Заполярья приглашают на субботник в природный парк

11:56Иностранец угрожал убийством жительнице Мурманска

10:15На полуострове Среднем состоится веломарафон «Муста-Тунтури»

09:43На Кольском полуострове ожидается дождь и до +16º

20:47Директор из Мончегорска подозревается в хищении денег

19:15Тральщик Северного флота начал переход к Соловецким островам

18:31На Октябрьской железной дороге растёт число ДТП на ж/д переездах

17:19В Мурманске наркополицейские поймали мужчину с амфетамином

15:43«КолАтомЭнергоСбыт» обеспечит бесперебойное электроснабжение в Островном

15:03Делегация Заполярья примет участие в форуме «Единой России» «Городская среда»

14:27Мурманские борцы вернулись с тренировочных сборов на Чёрном море

14:15В Заполярье разыскивают свидетелей ДТП с пострадавшим

13:54Алена Кузнецова: «Мы поставили точку в споре. Жителям дома по Кольскому проспекту горячую воду не отключат»

13:10В Кировске подросток украл из гардероба кроссовки

12:30Крейсеры Северного флота готовятся к переходу в Балтийское море

11:50Из полыхающей квартиры в Апатитах спасли 7 человек

11:13Более 10 тысяч северян посетили центры здоровья Заполярья с начала года 

10:43СКР начал проверку после обнаружения тел рыбаков на озере Имандра

09:09В Мурманской области воздух прогреется до +14º

09:01В Мурманске потушили три иномарки

Все новости