09:2515.08.13

Индийскую подлодку взорвали аккумуляторы

Индийскую подлодку взорвали аккумуляторы

Как ИА «Nord-News» уже сообщало, в ночь на среду в порту Мумбая взорвалась и утонула дизель-электрическая подлодка ВМФ Индии «Sindhurakshak», построенная и недавно отремонтированная в России. По предварительной версии, ЧП произошло из-за утечки водорода. Взрыв этого газа, вытекшего из торпеды, ровно 13 лет назад уничтожил АПЛ «Курск». Сейчас специалисты предполагают, что роковая утечка случилась при зарядке аккумуляторов.

Первый взрыв на борту Sindhurakshak, пришвартованной к пирсу, прогремел вскоре после полуночи. В это время на подводной лодке находилось десятка два человек - в основном техники. Поскольку в среду лодке предстояло выйти в море на боевое дежурство, экипаж занимался погрузкой боезапаса - торпед и ракет, а также заправлял ее дизельным топливом и заряжал аккумуляторы. По некоторым данным, последние были разряжены после перехода Sindhurakshak из Северодвинска в Мумбай, длившегося с января по апрель этого года. Весь маршрут в 10 тыс. миль лодка прошла на дизелях, а уже в порту использовала аккумуляторы.

Взрыв сопровождался мощным выбросом огня из носовой части корабля. Члены экипажа, которые находились на палубе и не были сметены ударной волной, сами попрыгали за борт, спасаясь от огня, распространявшегося по судну. Через мгновение, по словам очевидцев, судно потряс еще один взрыв. Он был мощнее первого и повредил стоявшую рядом другую дизель-электрическую подводную лодку Sindhuranta, тоже изготовленную в России.

Десятку пожарных экипажей, приехавших в порт, потушить охваченную огнем Sindhurakshak не удалось. Однако, создав с помощью десятков брандспойтов так называемый водяной заслон между лодками, они смогли спасти от огня Sindhuranta. Тем временем Sindhurakshak, у которой взрывами был разворочен корпус, затонула, оставив над поверхностью рубку. Вчера днем, попав на борт подлодки, водолазы обнаружили 18 погибших подводников.

По первоначальной версии, взорваться могли боеприпасы, получившие, например, повреждения при погрузке. Однако, как объяснили «Ъ» специалисты ОАО «ОКБ «Новатор», разработавшие установленный на лодке ракетный комплекс Club-S, их продукция не могла взорваться ни при каких обстоятельствах, поскольку ракеты имеют защиту от ударов, огня и детонации.

Вопрос с торпедами остался открытым. Известно, что крупнейшим поставщиком таких боеприпасов для подлодок, сделанных для ВМФ Индии в России, является завод «Дастан». Однако на предприятии и в Совете обороны Киргизии не смогли определенно сказать, были ли их торпеды на Sindhurakshak. «Ответ на наш запрос из Индии еще не поступил», - отметил собеседник в совете, тем не менее утверждающий, что продукция «Дастана» не могла стать причиной аварии.

Не склонны винить боеприпасы и специалисты ОАО «Центр судостроения «Звездочка», где Sindhurakshak проходила ремонт и модернизацию с 2010 по 2013 год, что обошлось индийской стороне в $90 млн. Высокопоставленные источники на предприятии сообщили, что первый взрыв почти наверняка произошел из-за утечки водорода, образовавшейся при зарядке аккумуляторов лодки.
По данным технических специалистов, зарядка аккумуляторов вообще является одной из самых опасных работ на подлодке, поскольку концентрация водорода в замкнутом помещении даже в объеме 4-5% может привести к самопроизвольному возгоранию или взрыву. Поэтому устройства для зарядки на лодке имеют несколько степеней защиты. Так, например, качественные аккумуляторы оборудованы системой контроля, отслеживающей концентрацию водорода в воздухе. Обнаружив ее превышение, они сами отключаются от зарядки.

В аккумуляторной яме подлодки Sindhurakshak, как рассказывают на «Звездочке», также была установлена система газового контроля. Когда лодка находится на поверхности, система допускает зарядку только при работающей проточной вентиляции, выдувающей избыток водорода наружу. Если лодка на глубине - воздух с водородом прогоняют по замкнутому циклу, сжигая последний в специальных печах.

Источники полагают, что процедура зарядки могла быть нарушена, что и привело к трагедии. Первый взрыв, вызванный утечкой водорода, уверены специалисты, привел к пожару и детонации боеприпасов, находящихся на борту Sindhurakshak. Кстати, утечка водорода в феврале 2010 года привела к пожару на Sindhurakshak, в результате которого один из моряков погиб, а еще несколько оказались в больнице. Причиной ЧП оказалась неисправность клапана одной из заряжаемых батарей.

Именно после этого ВМФ Индии и заключил контракт со «Звездочкой» на ремонт Sindhurakshak. В ходе него, кстати, были заменены аккумуляторы лодки - вместо штатно установленных на ней батарей производства санкт-петербургского ОАО «Электротяга» по требованию заказчика поставили выпущенные на заводе в индийском Ахмадабаде компании Exide.

Интересно, что примерно по такому же сценарию развивалась катастрофа АПЛ «Курск» в Баренцевом море. 12 августа 2000 года, как установила Генпрокуратура, на ее борту произошла утечка перекисно-водородного топлива из учебной торпеды, что привело к взрыву. Через полторы минуты взорвался остальной боезапас АПЛ, что в итоге привело к гибели 118 человек.

Представители «Звездочки» уверены, что ЧП на Sindhurakshak никак не связано с проведенными ремонтом и модернизацией. Сдаточная команда из пяти человек, находившаяся в момент трагедии в Мумбае, предложила свои услуги по установлению причин взрыва комиссии ВМФ Индии, однако от них вежливо отказались.

 

Поделиться: