10:3011.10.13

Россия догоняет Америку по стоимости железнодорожных перевозок

Россия догоняет Америку по стоимости железнодорожных перевозок

Решение о заморозке тарифов естественных монополий, в том числе РЖД, на 2014 год пришлось весьма кстати - ведь стоимость доставки грузов по железной дороге в России уже догоняет соответствующие показатели в США. Если в 2005 году американские грузоотправители платили на 34,6% больше российских, то по итогам 2012 года этот разрыв сократился до 18,6%, говорится в исследовании Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).

По данным ИПЕМа, уже сейчас перевозка некоторых грузов обходится в США дешевле, чем в России. Например, в США расходы на перевозку 1 т угля ниже на 2,6%. В России на уголь приходится 41% железнодорожных грузов, при этом его перевозка считается убыточной для железнодорожников. В Америке перевозки всех без исключения видов грузов для перевозчиков являются прибыльными, пишут «Известия».

Представитель РЖД подтверждает, что перевозки каменного угля нерентабельны для компании как внутри страны, так и на экспорт. По итогам 2012 года убытки РЖД от перевозки угля оценивались в 79 млрд рублей.
- Для РЖД - это не может считаться нормальным экономическим явлением, - говорят в пресс-службе компании. - При средней себестоимости перевозок 1 т груза на 10 км в размере 3,93 рубля мы в 2012 году возили уголь при средней доходной ставке 1,68 рубля, а на экспорт через порты - за 1,35 рубля (в текущем году доходная ставка при экспортных перевозках через порты еще ниже - 1,26 рубля).

И хотя перевозка большинства грузов в России пока обходится дешевле, чем в США, расходы отечественных грузовладельцев растут быстрее. За последние семь лет тарифы на железнодорожные перевозки в России выросли более чем в два раза. Поэтому вскоре стоимость перевозки грузов может сравняться.

Это, в свою очередь, несет негативный эффект для экономики, который заключается в росте стоимости товаров на внутреннем рынке, снижении конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке и увеличении инфляции, отмечают эксперты ИПЕМа.

В РЖД напоминают, что свою лепту в рост стоимости перевозок внесли частные железнодорожные операторы - владельцы вагонов. Так, с 2003 по 2011 год доля вагонной составляющей в стоимости перевозки увеличилась с 15% до 23%.

Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отмечает, что высокие транспортные издержки связаны с тем, что железнодорожные перевозки - не конкурентный сектор. По его мнению, есть конкуренция между операторскими компаниями, но конкуренции между перевозчиками - нет, потому как перевозчиком, который совмещает операторские и функции по перевозке грузов, остается РЖД.
- Но делать вывод о том, что конкурентоспособность наших товаропроизводителей низкая из-за высоких тарифов - значит, преувеличивать этот фактор. Гораздо сильнее сказывается недостаточный уровень конкуренции как в целом в экономике, так и в сфере железнодорожных перевозок, - поясняет Николаев.

Из-за неправильно расставленных акцентов, по его мнению, появилось решение заморозить тарифы, чтобы повысить конкурентоспособность, тогда как более правильный путь - формировать конкуренцию, которая заставит и производителей, и перевозчиков снижать издержки.
- В США дороги принадлежат не монопольным собственникам, сеть более развита, поэтому существует конкуренция, - комментирует менеджер по работе с подрядчиками FM Logistic Радмила Тейфель. - А наши операторы, пользуясь ситуацией, завышают ставки.

По мнению руководителя отдела мультимодальных перевозок компании «ЛогЛаб» Игоря Молчаренко, рост тарифов в России обусловлен изношенностью железнодорожного полотна.
- На его модернизацию требуются значительные финансовые вливания, соответственно, тарифы на перевозки повышаются, - резюмировал он.

Эксперты ИПЕМа отмечают, что напряженной остается ситуация не только с железнодорожными перевозчиками, но и с тарифами на услуги других естественных монополий. Так, Россия еще осенью 2012 года по уровню цен на электроэнергию для промышленных потребителей превзошла США. Виной этому как форсированный рост цен и тарифов в российской электроэнергетике, в первую очередь в сетевом комплексе, так и тот эффект, который оказала сланцевая революция на внутренний рынок газа Соединенных Штатов.

- Цены на газ пока еще в нашу пользу, - комментируют представители ИПЕМа, - но, учитывая, опять же последствия сланцевой революции в США и неуклонного повышения тарифов на газ в России, не за горами тот день, когда мы сравняемся и по этому показателю.

Крупнейшие российские грузоотправители неоднократно обращали внимание властей на чрезмерный, по их мнению, рост тарифов монополий. К примеру, в июле на совещании под председательством Дмитрия Медведева президент НП «Русская сталь» (объединяет крупнейшие сталелитейные предприятия России), генеральный директор ОАО «Северсталь» Алексей Мордашов указал, что ситуация с тарифами на железнодорожные перевозки продолжает оставаться напряженной.

Он подчеркнул, что металлурги надеются, что тарифы естественных монополий и, в частности, железнодорожные тарифы на перевозку не будут расти темпом, превышающим темпы инфляции. По его мнению, целесообразно будет заключать с перевозчиками долгосрочные соглашения по уровню тарифов.

 

 

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

15:30В Мурманске на митинге против живодёрства проведут конкурсы и сбор корма

15:15Иностранцы не смогут работать в России по своим водительским правам

15:00Житель Мурмашей вынес из квартиры матери телевизор и ноутбук

14:42В Хибинах за сутки сошла одна лавина

14:27Житель Кандалакши ограбил в подъезде пенсионера-инвалида

14:10На Кольском полуострове проложат экотропу для людей с ограниченными возможностями

13:58188 тысяч должен средний житель Ямало-Ненецкого округа банку

13:52Житель Апатитов разбил лицо пьяному знакомому

13:36В Ловозере в выходные пройдут Праздник Севера и День оленевода

13:20Молодые мурманчане избили в автобусе пассажира, мужчина госпитализирован

13:05На создание туристско-рекреационного кластера «Хибины» выделят 82,4 млн

12:51В Мурманске снежная глыба придавила девушку в автомобиле

12:26Депутаты мурманской Облдумы соберутся на заседание 30 марта

12:10Житель Мурманска ударил битой продавца и украл деньги из кассы

11:57Гендиректор «АтомЭнергоСбыт» принял участие в заседании Межведомственной комиссии в Мурманске

11:36На встречу с писателем Захаром Прилепиным в Мурманске съедутся со всей области

11:15В Североморск направлялась посылка с муляжом гранаты Ф-1

11:00Полиция уже 22 дня разыскивает пропавшего пенсионера из Умбы

10:41Генконсул Великобритании нанес прощальный визит в Мурманскую область

10:27На дороге под Кировском «КамАЗ» въехал в «УАЗ»

10:15В Мурманске огромный пласт снега раздавил очередной автомобиль

10:00АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

09:57За год сотрудники «КолАтомЭнергоСбыт» обработали 300 тысяч звонков и обращений

09:44На дорогах Заполярья работают 114 снегоуборочных машин

Все новости