11:0018.10.13

Российские ученые помогут разработать двигатель для международного проекта гиперзвукового самолета

Российские ученые помогут разработать двигатель для международного проекта гиперзвукового самолета

Российские ученые вновь займутся исследованием водородных двигателей для авиации. Эта разработка может приблизить мечту о создании гиперзвукового гражданского самолета, пишут «Известия».

В середине октября Минпромторг объявил конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по формированию облика высокоскоростного гражданского самолета «включая расчетно-экспериментальные исследования характеристик демонстратора водородного прямоточного двигателя, интегрированного с планером самолета». За выполнение работ победитель конкурса получит до 205 млн рублей. Закончить исследования ученые должны уже в декабре 2014 года.

Как пояснил источник в Минпромторге, речь идет о сотрудничестве в рамках Седьмой рамочной европейской программы. Одно из направлений программы - разработка гиперзвукового гражданского самолета. В проекте участвуют Россия, Евросоюз, Китай и другие страны, при этом затраты на исследования несут все участники. Российские научные организации во главе с ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского) еще в середине 2012 года вели переговоры с партнерами Еврокомиссии о проекте этого самолета.

Гиперзвуковые летательные аппараты способны летать в атмосфере со скоростью 5M и больше (то есть свыше 6 тыс. км/ч), и они в мире в последние десять лет активно исследуются. Минпромторг напоминает в материалах конкурса, что в США сейчас активно идут исследования в области разработки, создания и летных испытаний гиперзвуковых летательных аппаратов - демонстраторов. В Европе аналогичные работы проводятся под эгидой Еврокомиссии при Европарламенте в виде рамочных программ. Также существует европейский проект SHEFEX-II, в рамках которого были реализованы успешные автономные летные испытания.

«Водородный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель рассматривается как основа комбинированных силовых установок для гиперзвуковых гражданских летательных аппаратов», говорится в материалах Минпромторга.

Обычный, непрямоточный водородный двигатель был разработан в советское время и стоял, например, на испытательных, демонстрационных самолетах Ту-155 и Ту-156 в середине 1980-х годов, поясняет доктор технических наук, профессор МГТУ ГА Евгений Коняев. Однако тогда водородные двигатели не пошли в серию в основном по политическим причинам, замечает эксперт. Также водородные двигатели устанавливали на американских шаттлах.

Топливом для водородного двигателя является жидкий водород. Одним из минусов двигателей такого типа является то, что он не может долго стоять заправленным. Например, при задержке шаттла необходимо было сразу извлекать из него топливо, а это занимает несколько часов, поясняет Коняев. Прямоточный двигатель сам по себе был разработан еще во время Второй мировой войны. Его минусом является то, что он начинает работать только на большой скорости, когда самолет уже находится в движении, поэтому у самолета с таким двигателем должен быть еще один мотор другого типа.

Как пояснил Сергей Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ, одна из главным проблем, которая может встать в ходе исследований гиперзвукового самолета - найти материалы, которые будут использоваться в его производстве.

- Гиперзвуковой самолет будет двигаться на скоростях от 6 маха до 8 маха (примерно 7,4-9,9 тыс. км/ч). При таких скоростях летательный аппарат сильно нагревается, и требуются совершенно новые материалы, способные выдержать такие температуры, - пояснил Чернышев.

В результате исследования по тендеру Минпромторга будет получен опытный образец, который в полетах использоваться не будет: через двигатель, зафиксированный на стенде, станет подаваться гиперзвуковой поток воздуха.

 

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

20:29Курс евро потерял ещё 50 копеек

19:21Мурманские кадеты приняли участие в Церемонии посвящения в «Юнармейцы»

18:17Найденный в Мурманске на Гагарина боеприпас оказался противотанковой миной

17:45В Мурманске капитально отремонтируют шесть дворов

17:11В Мурманске полицейский ударил девушку во время задержания её друга

16:46В торговом центре «Мурманск Молл» эвакуировали посетителей

16:28Житель Апатитов вынес из квартиры северянки «ювелирку» на 120 тысяч

16:13В Мурманске невнимательный водитель на «ВАЗе» скрылся с места ДТП [видео]

15:48Жителю Мурманска грозит штраф в 30 тысяч за пьяное вождение

15:30Модель развития Териберки победила в номинации «Самый амбициозный проект»

15:14Убившего двух женщин в Мурманске наркомана приговорили к 23 годам «строгача»

15:00В Заполярье участники форума «Всё зависит от тебя» сыграли в «Антитеррор»

14:42Житель Мурманска инсценировал кражу денег и оклеветал проводников

14:27Сегодня задерживается рейс «Мурманск – Сочи»

14:10В Кандалакше по горячим следам поймали грабителя магазина

13:52В Мурманске «стильных беременяшек» научили обнимать будущих малышей

13:36Банк Хоум Кредит запустил приложение для iOS «Товары в рассрочку»

13:20Корабли Северного флота проходят ледовоопасные районы в море Лаптевых

13:06Новому клубу в Мурманске грозит штраф в 3 млн за незаконный алкоголь

12:51На трассе «Кола – Мурмаши» иномарка столкнулась с автобусом

12:27Молодая мурманчанка обокрала своего парня, пока он был в отпуске

12:10В Мурманске проведут арктический субботник

11:53В октябре суд Мурманска огласит приговор экс-депутату Светлане Макаровой

11:31Главой Североморска выбрали Владимира Евменькова

Все новости