11:0018.10.13

Российские ученые помогут разработать двигатель для международного проекта гиперзвукового самолета

Российские ученые помогут разработать двигатель для международного проекта гиперзвукового самолета

Российские ученые вновь займутся исследованием водородных двигателей для авиации. Эта разработка может приблизить мечту о создании гиперзвукового гражданского самолета, пишут «Известия».

В середине октября Минпромторг объявил конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по формированию облика высокоскоростного гражданского самолета «включая расчетно-экспериментальные исследования характеристик демонстратора водородного прямоточного двигателя, интегрированного с планером самолета». За выполнение работ победитель конкурса получит до 205 млн рублей. Закончить исследования ученые должны уже в декабре 2014 года.

Как пояснил источник в Минпромторге, речь идет о сотрудничестве в рамках Седьмой рамочной европейской программы. Одно из направлений программы - разработка гиперзвукового гражданского самолета. В проекте участвуют Россия, Евросоюз, Китай и другие страны, при этом затраты на исследования несут все участники. Российские научные организации во главе с ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского) еще в середине 2012 года вели переговоры с партнерами Еврокомиссии о проекте этого самолета.

Гиперзвуковые летательные аппараты способны летать в атмосфере со скоростью 5M и больше (то есть свыше 6 тыс. км/ч), и они в мире в последние десять лет активно исследуются. Минпромторг напоминает в материалах конкурса, что в США сейчас активно идут исследования в области разработки, создания и летных испытаний гиперзвуковых летательных аппаратов - демонстраторов. В Европе аналогичные работы проводятся под эгидой Еврокомиссии при Европарламенте в виде рамочных программ. Также существует европейский проект SHEFEX-II, в рамках которого были реализованы успешные автономные летные испытания.

«Водородный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель рассматривается как основа комбинированных силовых установок для гиперзвуковых гражданских летательных аппаратов», говорится в материалах Минпромторга.

Обычный, непрямоточный водородный двигатель был разработан в советское время и стоял, например, на испытательных, демонстрационных самолетах Ту-155 и Ту-156 в середине 1980-х годов, поясняет доктор технических наук, профессор МГТУ ГА Евгений Коняев. Однако тогда водородные двигатели не пошли в серию в основном по политическим причинам, замечает эксперт. Также водородные двигатели устанавливали на американских шаттлах.

Топливом для водородного двигателя является жидкий водород. Одним из минусов двигателей такого типа является то, что он не может долго стоять заправленным. Например, при задержке шаттла необходимо было сразу извлекать из него топливо, а это занимает несколько часов, поясняет Коняев. Прямоточный двигатель сам по себе был разработан еще во время Второй мировой войны. Его минусом является то, что он начинает работать только на большой скорости, когда самолет уже находится в движении, поэтому у самолета с таким двигателем должен быть еще один мотор другого типа.

Как пояснил Сергей Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ, одна из главным проблем, которая может встать в ходе исследований гиперзвукового самолета - найти материалы, которые будут использоваться в его производстве.

- Гиперзвуковой самолет будет двигаться на скоростях от 6 маха до 8 маха (примерно 7,4-9,9 тыс. км/ч). При таких скоростях летательный аппарат сильно нагревается, и требуются совершенно новые материалы, способные выдержать такие температуры, - пояснил Чернышев.

В результате исследования по тендеру Минпромторга будет получен опытный образец, который в полетах использоваться не будет: через двигатель, зафиксированный на стенде, станет подаваться гиперзвуковой поток воздуха.

 

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

17:44В Североморске торжественно открыли памятник «Ботик Петра Первого»

17:20Пострадавшая при теракте в СПб мурманчанка осваивает костыли и кресло

16:45Экопроект ЕвроХима «Новое производство – Чистые реки» признан лучшим

16:35В Кандалакше побит почти вековой температурный рекорд

16:28После продажи Mediascope государству ее цены взлетели в 2,5 раза

16:27Мурманчанин напал около дома на 77-летнюю пенсионерку и украл сумку

16:11Северянину на мопеде за взятку в 500 рублей дали полгода исправительных работ

15:47Мурманчане получили 5-летний срок за покупку наркотиков через мессенджер

15:30В мурманские колонии к осуждённым на свидания приходили с телефонами и вином

15:27Центробанк заведет должников в единый реестр

15:14Ансамбль песни и пляски Северного флота завоевал Гран-при во Всеармейском конкурсе

14:58Появились подробности массового ДТП в Мурманске с легковушками и КамАЗом

14:40В Мурманске открыли мемориальную доску в память капитана Михаила Каска

14:26Пропавшая 15-летняя мурманчанка автостопом вернулась домой из СПб

14:20Отдавать всю работу на субподряд по госконтрактам теперь запрещено

14:10Мурманским бизнесменам рассказали об увеличении продаж с сайта

13:51В Заполярье с начала года число фальшивых купюр возросло на 50 %

13:36Правительство Заполярья зарегистрировало аккаунт в Instagram и канал Telegram

13:20Массовое ДТП в Мурманске: на Радищева столкнулись легковушки и КамАЗ

13:06Звонки внутри сети на тарифах линейки «Мой Tele2» не расходуют пакет

13:02300 детских лагерей в России не откроются из-за нарушений

12:54В Кировске торжественно открыта мемориальная доска в честь выдающегося учёного, академика Николая Павловича Лавёрова

12:50Житель Полярного продавал оружие и боеприпасы времён войны

12:26В Североморске автоледи переехала девушке ногу

Все новости