11:0018.10.13

Российские ученые помогут разработать двигатель для международного проекта гиперзвукового самолета

Российские ученые помогут разработать двигатель для международного проекта гиперзвукового самолета

Российские ученые вновь займутся исследованием водородных двигателей для авиации. Эта разработка может приблизить мечту о создании гиперзвукового гражданского самолета, пишут «Известия».

В середине октября Минпромторг объявил конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по формированию облика высокоскоростного гражданского самолета «включая расчетно-экспериментальные исследования характеристик демонстратора водородного прямоточного двигателя, интегрированного с планером самолета». За выполнение работ победитель конкурса получит до 205 млн рублей. Закончить исследования ученые должны уже в декабре 2014 года.

Как пояснил источник в Минпромторге, речь идет о сотрудничестве в рамках Седьмой рамочной европейской программы. Одно из направлений программы - разработка гиперзвукового гражданского самолета. В проекте участвуют Россия, Евросоюз, Китай и другие страны, при этом затраты на исследования несут все участники. Российские научные организации во главе с ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского) еще в середине 2012 года вели переговоры с партнерами Еврокомиссии о проекте этого самолета.

Гиперзвуковые летательные аппараты способны летать в атмосфере со скоростью 5M и больше (то есть свыше 6 тыс. км/ч), и они в мире в последние десять лет активно исследуются. Минпромторг напоминает в материалах конкурса, что в США сейчас активно идут исследования в области разработки, создания и летных испытаний гиперзвуковых летательных аппаратов - демонстраторов. В Европе аналогичные работы проводятся под эгидой Еврокомиссии при Европарламенте в виде рамочных программ. Также существует европейский проект SHEFEX-II, в рамках которого были реализованы успешные автономные летные испытания.

«Водородный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель рассматривается как основа комбинированных силовых установок для гиперзвуковых гражданских летательных аппаратов», говорится в материалах Минпромторга.

Обычный, непрямоточный водородный двигатель был разработан в советское время и стоял, например, на испытательных, демонстрационных самолетах Ту-155 и Ту-156 в середине 1980-х годов, поясняет доктор технических наук, профессор МГТУ ГА Евгений Коняев. Однако тогда водородные двигатели не пошли в серию в основном по политическим причинам, замечает эксперт. Также водородные двигатели устанавливали на американских шаттлах.

Топливом для водородного двигателя является жидкий водород. Одним из минусов двигателей такого типа является то, что он не может долго стоять заправленным. Например, при задержке шаттла необходимо было сразу извлекать из него топливо, а это занимает несколько часов, поясняет Коняев. Прямоточный двигатель сам по себе был разработан еще во время Второй мировой войны. Его минусом является то, что он начинает работать только на большой скорости, когда самолет уже находится в движении, поэтому у самолета с таким двигателем должен быть еще один мотор другого типа.

Как пояснил Сергей Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ, одна из главным проблем, которая может встать в ходе исследований гиперзвукового самолета - найти материалы, которые будут использоваться в его производстве.

- Гиперзвуковой самолет будет двигаться на скоростях от 6 маха до 8 маха (примерно 7,4-9,9 тыс. км/ч). При таких скоростях летательный аппарат сильно нагревается, и требуются совершенно новые материалы, способные выдержать такие температуры, - пояснил Чернышев.

В результате исследования по тендеру Минпромторга будет получен опытный образец, который в полетах использоваться не будет: через двигатель, зафиксированный на стенде, станет подаваться гиперзвуковой поток воздуха.

 

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

14:27Прокуратура Североморска нашла сайт по продаже краснокнижного манула

14:10В Мурманской области за неделю бензин подорожал на 37 копеек

13:5230 марта в центре Мурманска перекроют движение

13:36Контрактнику из Североморска, сбившему на переходе женщину, грозит срок до 2 лет

13:20В Мурманской области «Норникель» потратит на экологические проекты более полутора млрд рублей

13:05В Мурманске «фронтовики» обнаружили онлайн-продажу наркотиков

12:51В горах Кировска за сутки сошли три снежные лавины

12:49Каждый пятый телефон в мире – подделка

12:26На «Ленинградке» перевернулся KIA, госпитализирована женщина

12:10На Арктическом форуме губернатор Мурманской области встретится с президентом Исландии

11:55Мурманчанка вынесла из квартиры знакомого «ювелирку», деньги и ключи

11:34Жители Мурманска боятся трагедии от падения с крыши снежного пласта

11:16В Мурманске за день произошло более полусотни столкновений

10:59Специалисты «Колэнерго» провели урок электробезопасности в детском садике

10:42В Мурманске открылась регистрация на «Тотальный диктант»

10:28В мурманской колонии скончался «популярный питерский гот-людоед»

10:16В Мурманске пройдет последнее мартовское Jazz & Blues Café

10:01На 16-летнюю жительницу Никеля отец переписал квартиру за долги по алиментам

09:45В Мурманске ДТП на Кольском проспекте собрало пробку

09:31Дороги Заполярья расчищают 111 снегоуборочных машин

09:23В колонии Мурманска нашли тело 28-летнего осуждённого за убийство

09:13В Мурманской области остаются закрытыми три дороги

08:56В восьми домах Мурманска отключат электричество

07:58На Кольском полуострове ожидается до -9°, метель и гололёд

Все новости