11:0018.10.13

Российские ученые помогут разработать двигатель для международного проекта гиперзвукового самолета

Российские ученые помогут разработать двигатель для международного проекта гиперзвукового самолета

Российские ученые вновь займутся исследованием водородных двигателей для авиации. Эта разработка может приблизить мечту о создании гиперзвукового гражданского самолета, пишут «Известия».

В середине октября Минпромторг объявил конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по формированию облика высокоскоростного гражданского самолета «включая расчетно-экспериментальные исследования характеристик демонстратора водородного прямоточного двигателя, интегрированного с планером самолета». За выполнение работ победитель конкурса получит до 205 млн рублей. Закончить исследования ученые должны уже в декабре 2014 года.

Как пояснил источник в Минпромторге, речь идет о сотрудничестве в рамках Седьмой рамочной европейской программы. Одно из направлений программы - разработка гиперзвукового гражданского самолета. В проекте участвуют Россия, Евросоюз, Китай и другие страны, при этом затраты на исследования несут все участники. Российские научные организации во главе с ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского) еще в середине 2012 года вели переговоры с партнерами Еврокомиссии о проекте этого самолета.

Гиперзвуковые летательные аппараты способны летать в атмосфере со скоростью 5M и больше (то есть свыше 6 тыс. км/ч), и они в мире в последние десять лет активно исследуются. Минпромторг напоминает в материалах конкурса, что в США сейчас активно идут исследования в области разработки, создания и летных испытаний гиперзвуковых летательных аппаратов - демонстраторов. В Европе аналогичные работы проводятся под эгидой Еврокомиссии при Европарламенте в виде рамочных программ. Также существует европейский проект SHEFEX-II, в рамках которого были реализованы успешные автономные летные испытания.

«Водородный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель рассматривается как основа комбинированных силовых установок для гиперзвуковых гражданских летательных аппаратов», говорится в материалах Минпромторга.

Обычный, непрямоточный водородный двигатель был разработан в советское время и стоял, например, на испытательных, демонстрационных самолетах Ту-155 и Ту-156 в середине 1980-х годов, поясняет доктор технических наук, профессор МГТУ ГА Евгений Коняев. Однако тогда водородные двигатели не пошли в серию в основном по политическим причинам, замечает эксперт. Также водородные двигатели устанавливали на американских шаттлах.

Топливом для водородного двигателя является жидкий водород. Одним из минусов двигателей такого типа является то, что он не может долго стоять заправленным. Например, при задержке шаттла необходимо было сразу извлекать из него топливо, а это занимает несколько часов, поясняет Коняев. Прямоточный двигатель сам по себе был разработан еще во время Второй мировой войны. Его минусом является то, что он начинает работать только на большой скорости, когда самолет уже находится в движении, поэтому у самолета с таким двигателем должен быть еще один мотор другого типа.

Как пояснил Сергей Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ, одна из главным проблем, которая может встать в ходе исследований гиперзвукового самолета - найти материалы, которые будут использоваться в его производстве.

- Гиперзвуковой самолет будет двигаться на скоростях от 6 маха до 8 маха (примерно 7,4-9,9 тыс. км/ч). При таких скоростях летательный аппарат сильно нагревается, и требуются совершенно новые материалы, способные выдержать такие температуры, - пояснил Чернышев.

В результате исследования по тендеру Минпромторга будет получен опытный образец, который в полетах использоваться не будет: через двигатель, зафиксированный на стенде, станет подаваться гиперзвуковой поток воздуха.

 

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

20:22Под Апатитами снят карантин по золотистой картофельной нематоде

19:14«Адмирал Кузнецов» занял место в парадном строю на Североморском рейде

18:20В мурманскую колонию пытались провезти серебряные цепочки и браслеты

17:34Евро подешевел на 2 копейки, доллар подорожал на 9

17:13В Мурманске замену стеклопакетов рекламировали под видом муниципальной программы

16:47Из турбазы на берегу Умбозера украли ценный электроинструмент

16:14Июль на Кольском полуострове завершится сильными дождями

15:48Найденный боеприпас в Семёновском озере разрушился и не представляет опасности

15:28За неделю топливо подорожало только на одной автозаправке Заполярья

15:07У 55-летнего мурманчанина из тамбура квартиры украли велосипед Stels

14:48Через месяц на «Табуретке» в Мончегорске зачитают стихи юные поэты

14:27Пьяная жительница Мурманска ледорубом до смерти забила женщину

14:12Алексей Лященко обсудил проблемы с электричеством на объектах АО «Апатит»

13:54В Заполярье должник принес приставам 8 мешков с рублёвыми и копеечными монетами

13:34Подполковник Росгвардии помог потерявшейся в Мурманске девочке вернуться домой

13:11На переходе в Мурманске сбили 53-летнюю женщину

12:49В рыбном порту Мурманска за сутки выгрузили 2 тысячи тонн рыбы

12:30В Мурманске взорвали опасную авиабомбу времён войны [видео]

12:02Большому гидрографическому катеру Северного флота дали имя «Николай Тимошенко»

11:45В озере Мурманска обезвредят авиабомбу самой опасной категории

11:27Работы в Баренцевом море по спасению траулера «Себекс» завершены

11:10На стадионе школы №50 в Мурманске появится искусственный газон

10:51Житель Апатитов подбил 17-летнего подростка вскрывать машины

10:28Началась эвакуация жителей Мурманска перед обезвреживанием бомбы времён войны

Все новости