Новый учебник истории появится не раньше 2016 года и станет основой "интеллектуального мира в головах граждан". Об этом представители Российского исторического общества (РИО) сообщили представителям Национальной родительской ассоциации. "Родители" высказали свои претензии к "историко-культурному стандарту" будущих учебников. Окончательная версии стандарта будет передана президенту уже 1 ноября.
"Этот проект - по сути, первая в истории России попытка достижения общегражданского согласия по основным вопросам нашего прошлого",- сообщил представителям родительской общественности ответственный секретарь РИО, начальник аналитического управления Госдумы Андрей Петров, имея в виду концепцию, заложенную в историко-культурный стандарт. Консенсус, по его словам, стал главной целью разработчиков концепции стандарта.
Именно поэтому "у строгих ученых могут быть претензии к некоторым формулировкам", предупредил он. Но все эти формулировки потому и включены в проект, что они "результат договоренностей, которые способствуют сохранению интеллектуального мира в головах граждан и позволяют избежать конфронтации". Избежать ее можно даже при том, что в российском обществе, как уверен господин Петров, "существует разделение по целому ряду ключевых вопросов истории". Впрочем, он подчеркнул, что "историко-культурный стандарт - это скелет", на основе которого еще предстоит написать учебники и "весь учебно-методический комплекс". Окончательную версию стандарта РИО утвердит 30 октября, чтобы передать ее президенту 1 ноября. После этого будет объявлен конкурс по написанию самих учебников.
Причем в современных условиях информационного общества учебник "не будет играть определяющей роли", заверил ответсекретарь РИО, и "станет навигатором", который будет иметь собственные электронные приложения и облегчать поиск нужной информации в среде "мультимедийных ресурсов". Иными словами, это уже не будет "учебником какого-нибудь одного автора". Это будет команда, состоящая "из ученых-историков, методистов, учителей, родителей". Привлечены будут и писатели, сообщил господин Петров, умеющие сформулировать сложную мысль в одной строчке "емкими образными выражениями".
Родители предъявили собственные претензии. По мнению Елены Несечневой из Костромы, будущий учебник невозможен без этнокультурного компонента, так как речь должна идти об истории многонациональной и поликонфессиональной страны. Кроме того, ей не понятно, почему в учебник в раздел "повседневная жизнь" одного из периодов советской истории включены такие "понятия, как хрущевка, стиляги, барак".
Господин Петров пояснил, что повседневность включена в стандарт, поскольку школьный предмет не может ограничиваться лишь историей государства: "Человек - общество - государство" - такова установка разработчиков концепции. В связи с этим господин Петров подчеркнул, что составной частью концепции стало "возрождение семейной истории, традиция которой была утрачена". Уже сейчас, по его словам, 85% россиян "не могут назвать всех своих прабабушек и прадедушек". Значит, скоро все сведется к тому, что "люди не смогут рассказать, откуда они выбрались в то место, где живут сейчас". Между тем "индивидуальная память родителей в семье играет огромную роль, иногда не меньшую, чем учитель и учебник в школе", считает Андрей Петров.
Наталья Фильшина заострила внимание на истории XX века. Ей не понятно, почему, к примеру, "профессиональные революционеры представлены как отщепенцы общества, избравшие для себя как основной вид деятельности разрушение государства, а не его переустройство пусть и радикальными методами". Не понятно ей и то, почему стандарт учитывает "роль и крестьянства, и рабочего класса", но не берет в расчет "роль русской буржуазии". Ведь "в странах Запада именно буржуазия формировала гражданское общество и правовое государство". Кроме того, участники круглого стола высказали пожелание, чтобы новый курс внедрялся в школы "постепенно".
На это господин Петров заявил, что внедряться он будет постепенно. "Не уверен, что раньше 2016 года этот продукт появится",- заявил он, отметив, что после появления продукта предстоит его апробация, и только затем - поэтапное включение в школьный курс.