10:1211.11.13

Россия оставит будущим поколениям 890 трлн рублей долгов

Россия оставит будущим поколениям 890 трлн рублей долгов

За низким госдолгом России и превосходящими его финансовыми резервами скрывается огромный бюджетный разрыв, выяснили эксперты Института Гайдара и Академии народного хозяйства и госслужбы. Накопленная разница между текущей стоимостью всех будущих расходов и доходов бюджета - 890 трлн руб., или примерно 15 годовых ВВП (в ценах 2013 г.).


Половина необеспеченных обязательств приходится на распределительную пенсионную систему. Вторая половина обусловлена исчерпанием нефтегазовых ресурсов и сокращением трудоспособного населения. Продажа энергоресурсов обеспечивает около трети доходов консолидированного бюджета, но с учетом доказанных запасов и динамики добычи нефть закончится через 55 лет, если увеличить запасы на 25% - через 65 лет. Доля же людей в возрасте 65 лет и старше вырастет к 2050 г. С 13 до 23%.


Ликвидация бюджетного разрыва требует ежегодного ужесточения бюджетной политики на 8,4% ВВП (примерно 5 трлн руб. в 2013 г.) в течение бесконечности. Это очень большой разрыв даже в сравнении с развитыми странами, он эквивалентен либо немедленному и постоянному повышению всех федеральных налогов на 29%, либо регулярному сокращению расходов на 22,4%, либо комбинации этих двух мер.

«Для большинства россиян, приученных думать, что бюджет имеет довольно прочную основу в виде положительных чистых финансовых активов, будет, без сомнения, трудно осознать, что Россия сталкивается с серьезной долгосрочной бюджетной проблемой. Но тем не менее это реальность, и чем дольше ее игнорировать, тем тяжелее будут способы решения», - говорится в докладе Russia's Fiscal Gap.

Если отложить ужесточение бюджетной политики на 10 лет, до 2023 г., то ее ежегодный масштаб возрастает до 9% ВВП, если на 20 лет - до 9,7%, что требует либо повышения налогов уже на 34,5%, либо сокращения расходов на 25,9%.


Это базовый вариант расчетов, сделанных на основе прогнозов Минэкономразвития и Росстата; есть еще пессимистичный и оптимистичный варианты. В оптимистичном, с более высокими темпами роста ВВП и более позитивной демографической динамикой, бюджетный разрыв получается максимальным - например, с 2023 г. он составляет почти 11% приведенной стоимости ВВП против 9% по базовому и 6% по пессимистичному варианту. То, что худшие для экономики времена - лучшие для бюджета, имеет две основные причины, пишут авторы.

Первая - более низкая продолжительность жизни населения, что сокращает расходы на пенсии и здравоохранение. Вторая - расходы, фиксированные в процентах ВВП, почти не растут, если почти не растет и ВВП; но торможение роста не ведет к пропорциональному уменьшению нефтегазовых доходов, которыми и оплачивается большая часть социальных обязательств. И наоборот - при оптимистичном сценарии действуют противоположные факторы, что ведет к более весомым бюджетным проблемам.


Соавтором исследования стал профессор Бостонского университета, сотрудник Национального бюро экономического анализа США (NBER) Лоуренс Котликофф - один из со­здателей «межпоколенческого бухучета» - метода анализа

Поделиться: