19:1424.11.13

Корейские истребители научатся "уходить в сумрак"

Корейские истребители научатся "уходить в сумрак"

Практически одновременно с решением закупить у США 40 истребителей пятого поколения F-35 A Сеул сделал еще один важный шаг в сфере развития оборонно-промышленного комплекса. Официально дан старт программе создания собственного корейского истребителя-"невидимки", в будущем собираются произвести не менее 120 таких самолетов, а также экспортировать за рубеж. Сама машина, как пишут журналисты "РГ", "будет внешне похожа на F-35". Правда эксперты указывают, что реализовать свои амбициозные задумки Сеулу будет не так-то просто.

Напомним, что в настоящий момент свой реально действующий истребитель пятого поколения имеют только Соединенные Штаты, которые уже приняли на вооружение F-22, имеющий два двигателя. На экспорт США с союзниками создают F-35 различных модификаций. Но эта машина "слабее" F-22, имеет один двигатель. Программы по созданию собственных "невидимок" также активно реализуют Китай и Россия, но эти образцы пока в лучшем случае тестируются и дорабатываются.

Решение о начале реализации программы создания собственного истребителя следующего поколения было принято в ходе недавнего заседания Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил Южной Кореи. Работы в рамках данной программы реально стартуют с начала 2014 года. Сам проект получил название "KF-X - Порамэ".

Южнокорейские генералы также определили и основные требования, которые станут руководством для инженеров и конструкторов. Корейская "невидимка" должна быть по своим боевых характеристикам лучше собираемого в Южной Корее истребителя KF-16 (фактически немного модернизированный F-16). Она должна обладать "значительными элементами невидимости". Уже решено, сколько таких машин потребуется для ВВС Южной Кореи - 120 единиц. Правда у Сеула есть планы и по экспорту этих истребителей в будущем, так что производство будет более масштабным.

Южнокорейцы понимают, что им одним будет крайне сложно "потянуть" такой проект. Поэтому создание новой машины планируют реализовывать путем создания международного консорциума, к которому уже удалось привлечь Индонезию.

Но эксперты указывают на наличие серьезных препятствий. Во-первых, у Кореи попросту нет технологий "стелс", которые должны иметь ключевое значение для новой машины.

Приняв решение о заказе 40 машин F-35 A у американского концерна "Локхид Мартин", корейцы сразу же стали смотреть на эту компанию как на возможного поставщика технологий. Тем более что на более раннем этапе тендера на поставку истребителей для ВВС Южной Кореи "Локхид Мартин" вместе с другими конкурентами заявил о "возможности передачи ноу-хау". Но очевидно, что сейчас ситуация совсем иная. Сеул в итоге принял все условия именно "Локхид Мартин" ради "невидимых" F-35. На втором этапе даже тендер не проводился. Это означает, что американская компания чувствует себя свободной от угроз конкурентов. Да и предварительные договоренности о "возможности передачи технологий" отнюдь не означают, что корейцы получат в полном объеме именно разработки "стелс". Слова можно трактовать совсем иначе, а "Локхид Мартин", который с большим скрежетом доводит "до ума" F-35, не заинтересован в создании потенциальных конкурентов. Но в Сеуле явно надеются на концерн из США, дав понять, что "корейская невидимка" будет внешне напоминать F-35.
Южная Корея закупит 40 самолетов-невидимок F-35 для ВВС

Другая проблема - целесообразность создания своего истребителя пятого поколения, когда его можно "просто купить". Тут надо считать, потому что машина может в итоге оказаться не такой уж идеальной, но при этом чрезвычайно дорогой. В 2003 г. и 2007 г. два влиятельных корейских института - НИИ оборонных исследований Кореи (KIDA) и Корейский институт развития (KDI) уже вынесли свой вердикт: создание Южной Кореей собственного самолета следующего поколения неоправданно по целому ряду факторов (экономические, технические, военные и прочие). Правда в 2009 г. другой институт озвучил иное мнение, которое можно резюмировать как "стоит попробовать". Видно, что Южной Корее этого очень хочется, раз программе дан старт. В основе такого подхода лежит весьма здравая политика развития своего оборонно-промышленного комплекса и выхода на экспорт вооружений, но далеко не по всем направлениям это реально осуществить.

Снова и снова возникает вопрос по поводу отсутствия у Южной Кореи ключевых технологий. Последнее известное исследование корейского НИИ KISTEP показало следующее: если источник таких технологий не появится, либо это будет слишком дорого, то KF-X как проект теряет смысл. Сами же корейцы создать технологии "стелс", похоже, не могут. Разговоры лишь в стиле "у кого бы купить?"

Очевидно, что по поводу нового истребителя остается очень много неясностей.

Южнокорейские генералы даже не смогли внятно ответить на ключевой вопрос журналистов о том, сколько двигателей будет у будущего истребителя-"невидимки" - один или два? Ответ был таким: "Решим позже с учетом общей ситуации и иных факторов".

Не снимается и вопрос о потенциальной дороговизне проекта. Сейчас общую стоимость разработки и создания оценивают в 9 миллиардов долларов, но многие специалисты уверены, что цифра будет гораздо более солидной. Самолет же может стать даже не "золотым", а "бриллиантовым", не оправдав в итоге вложений.

Справка "РГ"

Впервые Южная Корея озвучила свои планы по созданию собственного истребителя нового поколения в апреле 1999 г. При президенте Ким Дэ Чжуне было заявлено о намерении реализовать эти планы. Тогда было обещано, что "Корея получит собственные самолеты уже в 2015 г." Очевидно, что это обещание осталось лишь словами. В период с 2003 по 2012 гг. пять раз проводились оценки целесообразности проекта "KF-X - Порамэ". В 2010 г. было получено согласие Индонезии на участие в будущем международном консорциуме. 22 ноября 2013 г. на заседании Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил Южной Кореи принято решение о начале с 2014 г. работ в рамках проекта.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

14:28В Мурманске снова пропала 14-летняя школьница

14:11Из федерального бюджета в Заполярье поступит 112 млн на льготные лекарства

13:53В центре Мурманска от удара иномарку вынесло к дверям налоговой

13:37С 25 октября в храмах Заполярья для поклонения будут доступны мощи новомученников

13:21При столкновении иномарок на Радищева в Мурманске никто не пострадал

13:06В Мурманске жителей аварийного дома на Фрунзе срочно расселяют

12:52Молодой северянин за распространение слухов жёстко избил своего знакомого

12:27«КолАтомЭнергоСбыт» обсудил на заседании в правительстве задолженность управляющих компаний

12:11Бросивший на мурманских ж/д путях иномарку мужчина угнал за ночь три авто

11:56Для гостей Jazz & Blues Café в Мурманске исполнят песни про дождь

11:36В Мурманске водитель без прав сбил дорожного рабочего и скрылся [видео]

11:17655 тысяч выделили Мурманской области на поддержку детских и кукольных театров

11:00Наркоторговца из Мурманска спецназ задержал в деревне Тамбовской области

10:56В Мурманске на Радищева встало движение из-за ДТП с иномарками

10:43Утверждено расписание выходных в 2018 году для россиян

10:29Жителя Апатитов отправили в суд за ножевое ранение 27-летнего знакомого

10:17Специалисты «Колэнерго» провели игры и викторины для школьников Заполярья

10:02Грузовик с прицепом перевернулся на трассе под Мончегорском

09:46Студсовет Мурманска утвердил планы мероприятий на год

09:32В Мурманской области зарегистрировано 6 тысяч безработных

09:24Житель Мурманска украл из магазина пирожных на 4,5 тысячи

09:11В Заполярном ночью потушили автомобиль

08:57В двух домах Мурманска отключат холодную воду

08:18Мурманские школьники отправятся в «путешествие к Северному полюсу»

Все новости