14:3025.11.13

«Ладу» больше всего любят на Северном Кавказе

«Ладу» больше всего любят на Северном Кавказе

Доля автомобилей Lada на российском рынке неуклонно снижается, причем в Москве и Санкт-Петербург она почти сошла на нет. Зато продукция «АвтоВАЗа» до сих пор вне конкуренции на Северном Кавказе, где на Lada приходится более половины всех продаж новых автомобилей. А растущим рынком для «АвтоВАЗа» можно назвать Дальний Восток, где еще несколько лет назад новые отечественные автомобили были настоящей экзотикой.

По данным агентства «Автостат», за 10 месяцев текущего года в России зарегистрировано 2,17 млн новых автомобилей, что на 5,5% меньше, чем за тот же период прошлого года (2,29 млн). «АвтоВАЗ» по-прежнему лидирует - на него приходится 17,1% всех новых автомобилей, зарегистрированных в стране. Впрочем, еще в 2010 году рыночная доля крупнейшего российского автопроизводителя была куда весомее - 27,5%.

Структура продаж очень сильно отличается по регионам. Более всего популярны автомобили Lada на Северном Кавказе: в Ингушетии и Дагестане на них приходится 70,3 и 65,9% всех продаж новых машин соответственно. За 10 месяцев 2013 года в этих республиках было продано 1519 и 9785 автомобилей Lada соответственно. В Кабардино-Балкарии на Lada приходится 59% продаж новых машин, в Чечне - 55,2%.

Приверженность отечественным автомобилям на Кавказе эксперт инвестхолдинга «Финам» Алексей Захаров объясняет низким уровнем доходов населения. По данным Росстата, в Дагестане среднемесячная начисленная зарплата составляет порядка 16 тыс. рублей, в Кабардино-Балкарии - 17 тыс., а в Ингушетии - 20,5 тыс. рублей. Для сравнения, в Москве - 57,2 тыс. рублей.

- Дагестан, Кабардино-Балкария и Ингушетия - аграрные республики. Промышленности там нет, а на сельском хозяйстве много не заработаешь. Когда каждая копейка на счету, разница в 100-200 тыс. рублей между отечественной машиной и иномаркой играет роль, - объясняет руководитель аналитического отдела «Автостата» Андрей Топтун.

Впрочем, фактор низких доходов не всегда играет в пользу продукции «АвтоВАЗа»: в центральной части России, где экономические показатели скромны, доля автомобилей Lada невелика. В Псковской области она составляет 16%, а в Тверской - 12,6%.

Несмотря на популярность на Северном Кавказе, базовым регионом для «АвтоВАЗа» остается Поволжье: именно здесь продается наибольшее количество автомобилей Lada. Так, в Татарстане за 10 месяцев было зарегистрировано 31,26 тыс. машин Lada (30,6% продаж), в Самарской области - 24,67 тыс. (31,1%), в Башкирии - 21,41 тыс. (27%).

Самыми «непатриотичными» оказались регионы Дальневосточного федерального округа - Чукотка (2,2%, один проданный автомобиль Lada) и Магадан (3%, 13 автомобилей), Калининградская область (2,9%, 184 машины) и Москва (3%, 9,31 тыс. машин). В Санкт-Петербурге доля флагмана отечественного автопрома составляет 4,6%.

Андрей Топтун напоминает, что Дальний Восток считается вотчиной подержанных японских автомобилей, поэтому доля отечественных машин там традиционно невелика. В Калининградской области низкая регистрация автомобилей Lada связана прежде всего с тем, что эта территория является особой экономической зоной, где жители имеют льготы по растаможиванию, поэтому там в основном эксплуатируется старый европейский парк.

На фоне микроскопических продаж на Чукотке и в Магаданской области в ряде регионов Дальнего Востока наблюдается рост продаж Lada. По данным «АвтоВАЗа», сейчас их доля в ДФО находится на уровне 8-10%. Но, к примеру, в Амурской области она равна 16,3%, а в Приморье - всего 3,4%. При этом, по данным АСМ-холдинга, еще 5-6 лет назад на долю отечественных автомобилей приходилось 1-1,5% всех продаж на Дальнем Востоке.

Ситуация изменилась после того, как в кризис правительство ввело фактически запретительные пошлины на ввоз подержанных иномарок, и импорт старых «японок» на какое-то время прекратился. Взамен власти пообещали создать автосборочные производства на Дальнем Востоке (сейчас там действует завод компании «Соллерс»), а также обеспечить бесплатную доставку в регион автомобилей, произведенных в Европейской части России.

По словам заместителя гендиректора «АСМ-холдинга» Александра Ковригина, рост «АвтоВАЗа» в ДФО объясняется маркетинговой политикой отечественного производителя.

- «АвтоВАЗ» увеличивает дилерскую сеть, завозит свои автомобили и прощупывает почву в этом регионе. Кроме того, в «АвтоВАЗе» не исключают, что в скором будущем там будет построен завод, - рассказывает Ковригин.

На «АвтоВАЗе» отмечают, что ежегодно для каждого региона России формируется своя маркетинговая стратегия развития - так как каждый региональный рынок уникальный. Имеются свои особенности по структуре и объему спроса на различные модели и комплектации автомобилей.

- Безусловно, при формировании планов развития мы учитываем множество факторов, помимо продаж: уровень доходов населения, динамику и структуру парка автомобилей, анализ регистрации и продаж автомобилей Lada и конкурентов, а также многие другие, - говорит представитель «АвтоВАЗа».

 

 

 

Поделиться: