09:2004.12.13

В РФ вырос спрос на кредитных менеджеров

В РФ вырос спрос на кредитных менеджеров

Менеджеры по кредитованию физических лиц за год стали востребованнее почти на 20% - настолько выросло число подобных вакансий, согласно исследованию рекрутингового портала Superjob.ru.

Правда, предложение на этом рынке превышает спрос - число резюме за аналогичный период в целом выросло на 26%. А вот в сфере кредитования юридических лиц менеджеров не хватает - число вакансий за год выросло на 11%, а число резюме увеличилось всего на 3,5%.

По словам руководителя отдела аналитики Superjob.ru Валерии Чернецовой, часто соискатели готовы работать как с физическими, так и с юридическими лицами: 68% резюме на позицию менеджера по кредитованию принадлежат кандидатам, готовым рассматривать оба варианта.

Работодатели же предъявляют разные требования к менеджерам по кредитам в зависимости от направления. Например, в должностные обязанности менеджера по кредитованию физических лиц входит не только привлечение и консультирование клиентов, но и первичная оценка кредитоспособности клиентов.

Это становится особенно актуальным в последнее время, когда ЦБ ужесточает политику в отношении необеспеченного потребительского кредитования, а банки, в свою очередь, совершенствуют свои системы андеррайтинга. Кредитный менеджер - первое звено в этой цепочке.

"Мы точно не хотим давать кредиты тем, кто нам их не вернет. Поэтому регулятор мог бы помочь нам более тщательно анализировать заемщиков, например, расширять доступ к бюро кредитных историй, а также к данным налоговой службы, потому что справку 2-НДФЛ люди часто "рисуют", - отметил председатель правления банка "Траст" Федор Поспелов.

По мнению заместителя генерального директора Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) Александра Щеглова, наиболее рискованные - это POS-кредиты (кредиты в точках продаж), именно потому что, что там андеррайтинг фактически отсутствует, и заемщик не проверяется надлежащим образом.

Несмотря на "охлаждающие" меры ЦБ, рынок необеспеченного потребительского кредитования продолжает расти (хотя и не такими взрывными темпами, как в прошлом году), с чем связан и рост спроса на кредитных менеджеров.

"К концу года мы ожидаем, что вовлеченность россиян в кредитные отношения приблизится к 90% экономически активного населения, а рост составит порядка 30%, - отметил директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков. - Самым популярным типом кредита остается кредит на покупку потребительских товаров - в структуре задолженности россиян их доля составляет 48,7%. На втором месте - ипотека с долей 24,9%. Автокредиты и кредитные карты занимают третью и четвертую позицию с долями 13,8% и 12,6%, соответственно. При этом немаловажной особенностью этого года стало равномерное развитие рынка - если раньше рост необеспеченных займов (кредитные карты и кредиты на покупку потребительских товаров) значительно обгонял такие виды кредитования, как ипотека и автокредитование, то в этом году все виды растут примерно одинаково".

Такое развитие рынка, как считает Волков, должно приводить к новым требованиям к банковским специалистам.

Они должны разбираться во многих кредитных программах, помогать заемщикам в выборе конкретного продукта, объяснять важность ответственного подхода к принятию обязательств, важность кредитной истории и ее влияние на доступность заемных средств.

Впрочем, пока, согласно исследованию Superjob.ru, требования к соискателям, впервые претендующим на работу в сфере розничного кредитования, не отличаются жесткостью.

Работодатели, например, лояльны к образованию кандидатов: шансами на трудоустройство обладают как выпускники, так и студенты экономических либо финансовых вузов.

Наибольшее внимание рекрутеры обращают на степень коммуникабельности будущих менеджеров, их презентационные навыки и грамотную речь. Типичный претендент на должность менеджера по кредитованию физических лиц - это молодая женщина с высшим образованием. Мужчин в данной сфере немного - всего 19%.

 

Поделиться: