11:1523.01.14

Шесть малоизвестных фактов об Антарктиде

"РГ" собрала шесть малоизвестных фактов о самом сухом, ветреном и холодном материке Земли.

Сухие долины

В Антарктиде находится самое сухое место на земле - это Сухие долины Мак-Мёрдо, имеющие площадь около восьми тысяч квадратных метров и состоящие из трех долин-оазисов. Они практически полностью свободны ото льда и снега: тому причиной - самые сильные катабатические ("падающие") ветра на земле, достигающие скорости 320 километров в час. Ученые выяснили, что в некоторых частях Сухих долин осадки не выпадали два миллиона лет.

Эта территория отнесена к особо охраняемым: благодаря отсутствию ледяного покрова здесь удобно проводить геологические изыскания. Кроме того, долины близки к природным условиям Марса, а потому в долинах проводили испытания спускаемых космических аппаратов для "красной планеты".

Всего в Антарктиде выпадает около 10 сантиметров осадков в год. Но здесь есть реки: одна из них - Оникс - движется в течение всего двух месяцев, пока длится антарктическое лето. Оникс несет талые воды к озеру Ванда, расположенному в одной из сухих долин. В реке обитают микроорганизмы и есть водоросли. Кроме этого, на материке есть более 140 подледниковых озер.

Ледяные рыбы

В водах Антарктики обитают ледяные рыбы. По-другому их называют белокровками - за то, что в крови у них нет эритроцитов и гемоглобина, а потому она бесцветна. Метаболизм этих уникальных животных основан на кислороде, растворенном непосредственно в крови. Ученые выяснили, что почти все разновидности антарктических рыб имеют в крови вещество, позволяющее ей оставаться жидкой даже при температуре замерзания воды.

У побережья Антарктиды найдена еще одна уникальная рыба - разновидность трески, которая способна впадать в зимнюю (а в применении к Южному полюсу - летнюю) спячку до полугода.

Кровавый водопад

В одной из Сухих долин - долине Тейлора - из ледника выходит Кровавый водопад. Вода в нем насыщена двухвалентным железом: соединяясь с кислородом из воздуха, оно окисляется и образует ржавчину - отсюда и цвет. Изначально ученые предположили, что кровавый цвет воде придают красные водоросли.

Однако затем выяснилось, что вода поступает через трещину в ледяном водопаде из озера, покрытого 400-мя метрами льда. Его соленость превышает океаническую в четыре раза, поэтому вода не замерзает при минус 10 градусах. Железо же в озере - производное микроорганизмов, которые сумели приспособиться к жизни без солнечного света. Они питаются благодаря химической реакции, при которой растворенные в воде сульфаты превращаются в сульфиты и окисляются ионами трехвалентного железа, содержащегося в донном грунте.

Уникальное озеро дало ученым повод думать, что подобные формы жизни могут "прятаться" под ледяными шапками Марса или, например, Европы (спутника Юпитера).

След женщин

В Антарктиде можно встретить "след" как минимум двух женщин (помимо географических названий земель, входящих в состав материка и названных в честь представительниц прекрасного пола). Возле входа в канал Лемэра стоит скала с двумя пиками, обозначенная на картах обозначена как "Груди Уны". Такой чести удостоилась уроженка Фолклендских островов, работавшая в составе британской антарктической экспедиции.

Еще одна достопримечательность находится на одном из островов Антарктиды. Долгое время ученые не могли понять, откуда здесь взялся участок травы (антарктической мшанки) в виде огромной буквы М. Однако потом выяснилось, что ее выложил из экскрементов пингвинов польский ученый, работавший на материке. Так он решил увековечить имя своей возлюбленной Магды. Для ученых это стало поводом внести поправку в исследования местной экосистемы, где экскременты пингвинов, как оказалось, играют важную роль - удобрения и способа переноса семян.

Травоядные динозавры

Американские и аргентинские ученые нашли в Антарктиде новый род травоядных динозавров, которые жили примерно 190 миллионов лет назад. Подобные животные обитали в юрском периоде в обеих Америках, Китае и Южной Африке - в то время, когда между континентами существовала связь, а климат был теплым. Найденный динозавр был крупнейшим животным на земле - он имел длину до 7,5 метра, весил до шести тонн и имел длинную шею.

Чистое небо

Небо над Антарктидой считается самым "чистым" для исследования космоса. Идеальным для астрономических исследований местом оказалось плато под названием Dome A. Ранее ученые считали, что чистоте наблюдений может помешать турбулентность воздушных потоков, возникающая из-за сильной разницы температуры льда и воздуха над материком.

Однако выяснилось, что на высоте в 20 метров этой проблемы уже нет, а потому преодолеть ее можно, построив высокую обсерваторию. По мнению астрономов, именно в Антарктиде уже в скором времени можно будет наблюдать рождение звезд в отдаленных галактиках.

Антарктида в цифрах

- 89,2 градуса по Цельсию - самая низкая температура на Земле, зарегистрированная на российской станции "Восток".

1000 - 4000 человек - количество людей, проживающих в Антарктиде летом и зимой.

Более 40 круглогодичных станций расположены на материке.

2 действующих вулкана известны сегодня в Антарктиде.

+682 - телефонный код самого южного материка.

11000 квадратных километров - площадь самого больного, на сегодняшний день, айсберга, отколовшегося от шельфового ледника Росс в Антарктиде. Его длина - 295 километров, ширина - 37 километров. В глубину айсберг уходит на 200 метров, над водой находится его 30-метровая часть.

0 - количество часовых поясов в Антарктиде. Ученые обычно живут по времени их родных стран, либо ориентируются на так называемую линию поставки, которая снабжает их едой и необходимыми вещами.

1 час 45 минут - время операции, которую сделал себе сам 29 апреля 1961 года врач шестой советской антарктической экспедиции Леонид Рогозов. При помощи зеркала, который держали ассистенты, он удалил себе аппендицит и наложил шов. Операция завершилась благополучно.

15:47В Заполярье открыли «Спутник над Мончегорском»