11:3928.01.14

Преподавать математику в школах будут по-новому

Преподавать математику в школах будут по-новому

С математикой у наших детей проблемы - это факт. Исправить ситуацию должна помочь утвержденная правительством Концепция математического образования: с 1 сентября она начнет внедряться в школах. Как теперь будут учить один из важнейших предметов? Об этом корреспонденту "РГ" рассказал координатор работ по созданию концепции, ректор Московского педагогического госуниверситета, академик РАН Алексей Семенов.

Алексей Львович, в математике бывает верным только один ответ. Так что изменится?

Алексей Семенов: Детей, неспособных к математике, нет. Этот тезис, высказанный когда-то экспертами ЮНЕСКО, лежит в основе концепции. Что сейчас происходит в школе, когда педагог видит неудачу ученика, а значит, и свою собственную тоже? Он объявляет его неспособным и идет по программе дальше. Это вместо того, чтобы разобрать еще раз непонятную ученику тему.

Причем и учитель, и школьник знают: "троечку" даже самому слабому ученику "нарисуют". Эта нечестность компенсируются нечестностью при выдаче аттестата. Мы предлагаем другую модель обучения: каждый ученик гарантированно освоит пусть даже на минимальном уровне все темы и сможет самостоятельно решить хотя бы самые простые задачи. Все должно быть честно.

Чтобы честно ставить "двойки" двоечникам, разработана целая концепция?

Алексей Семенов: Надо не наказать за незнание, а сделать, чтобы пусть на разном уровне, но все знали всё. Принципиально важно, чтобы с самыми простыми задачками по каждой теме справился любой ученик.

То есть решать уравнения типа 2хХ=6 должны все, а извлекать корни из sin44x + cos2x = 2sin4x х cos4x - лишь самые толковые?

Алексей Семенов: Это упрощенный взгляд, но примерно так.

Вы предлагаете учить математике с детсада. Дошколятам - таблицу умножения?

Алексей Семенов: Учить какие-то таблицы в самом раннем возрасте - бессмысленно и даже вредно. Сейчас детские сады начинают жить по новому стандарту дошкольного образования. Он предполагает создавать для малышей ситуации, в которых те сами начинают применять какие-то приемы. Например, искать верное решение, перебирая варианты - это типичный пример математической деятельности.

Скажите, как в классе, где тридцать человек, отследить успехи и неудачи каждого?

Алексей Семенов: Еще недавно это было совершенно нереально. Сейчас уже в начальной школе учителю должна помогать информационная среда. Ученики, играя по получасу в неделю за компьютером, выполняют различные задания, а машина это анализирует и выдает учителю "диагноз": какие задания нужно выполнить каждому, чтобы ликвидировать его пробелы.

Не секрет, что сегодня многие, не до конца понимая решение, просто механически заучивают готовые формулы. И это часто спасает от двойки, но знаний не прибавляет. Что делать?

Алексей Семенов: Прежде всего начать действительно заниматься математикой. Повторю: каждый ученик обязан хорошо освоить свой минимум базовых знаний. Подчеркиваю - свой. Но для этого надо кардинально изменить систему школьных оценок. Она не должна быть одинаковой для всех. Пусть оценка отражает успехи ученика и его прогресс. Если человек смог разобраться с трудной темой, то он заслуживает поощрения, высокой "индивидуальной" оценки.

Интересно, а как будут выставляться годовые оценки?

Алексей Семенов: Я думаю, это решит школа. С одной стороны, ученикам и их родителям надо знать реальный уровень знаний. С другой - если на ЕГЭ или ГИА важна объективность, то на промежуточной аттестации иногда важнее поощрить школьника за его персональные успехи.

Растолковывать неучам все непонятное будет тот же самый учитель?

Алексей Семенов: Совсем не обязательно. Это могут делать тьютеры - преподаватели, которые по тем или иным причинам не захотят работать по новым педагогическим технологиям. Чтобы они остались работать в школе, можно им предложить такую должность штатного репетитора.

Все, о чем вы говорите, касается в основном слабых учеников. А как быть с будущими Пифагорами?

Алексей Семенов: Поддержка лидеров на всех уровнях обучения, как и олимпиадного движения - основные принципы концепции. В старшей школе это разделение образования по профилям. Нужно создавать больше классов, где школьники будут осваивать математику на высоком уровне. Как это сейчас происходит в школах при ведущих университетах.

Как изменится содержание предмета? Зачем обычному школьнику уметь берать интегралы, вычислять синусы и тангенсы?

Алексей Семенов: Программа перегружена "инженерными" расчетами. Профессионалы выполняют их на компьютерах, а для общего развития тригонометрические уравнения не так уж нужны. В то же время квадратные уравнения и прочие синусы с тангенсами нужны для решения задач по физике. Значит, есть повод подумать о синхронизации курсов.

Концепция - слово "тяжелое". Но уверен, что она поможет сделать математику более понятной, наглядной и интересной. Повысится общая математическая грамотность и математическая компетентность профессионалов в различных областях. Принципиальных изменений во всех составляющих математического образования можно ожидать лет через пять. А первые серьезные шаги будут сделаны уже осенью.

А вам пригодилась в жизни школьная математика?
Дмитрий Бертман, народный артист России, художественный руководитель театра "Геликон-опера":

- Мне математика всегда мешала. Наверное, она полезна как гимнастика для ума, но я слушал симфонии и развивал свой интеллект так. В школе мне было интересно учить математику и физику только когда уроки вели хорошие учителя. Повезло: несколько лет с нашим классом работал именно такой преподаватель.

Поэтому сейчас я могу немножко разбираться в цифрах: как руководителю театра мне приходится иметь дело с финансами, бухгалтерией. Этим занимаются профессионалы, которым я полностью доверяю, но благодаря остаткам школьных знаний я могу хотя бы говорить с ними на одном языке. А сам я вообще никогда ничего не считаю. Могу прикинуть какие-то бытовые вещи, но никаких корней сейчас уже не извлекаю и про логарифмы ничего определенного вспомнить не смогу.

Бари Алибасов, заслуженный артист России:

- Я в юности к этому предмету расположен не был, но по стечению обстоятельств поступил в архитектурный институт. А там как раз был очень серьезный курс высшей математики. И я дважды заваливал экзамены в сессию, оставался на осеннюю пересдачу. Теперь очень жалею, что в юности так халатно отнесся к этой науке. Все-таки математика сейчас - единственный оставшийся инструмент познания мира. Без нее не было бы ни мобильных телефонов, ни планшетов, ни компьютеров. Сложно представить себе процветающую страну, в которой люди совсем не знают математику.

Георгий Гречко, космонавт, дважды Герой Советского Союза:

- Я рассчитывал курс космических кораблей: и вокруг Земли, и на Луну, и на Венеру. Это очень сложные вычисления. Как тут без математики? Но даже тем людям, кому это не нужно по работе, все равно приходится иметь дело с цифрами: все ходят в магазин, все считают свои деньги. Можно, конечно, ничего не учить и всю жизнь пользоваться, как в первом классе, счетными палочками. Но лучше все-таки математику знать.

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

21:07В порту Мурманска снимут фильм по повести заполярного писателя

20:11Евро подешевел до 69,18 рубля, доллар до 58,46

19:23Житель Североморска украл падчерицы золотую цепочку и подарил своей подруге

18:17С начала года в Заполярье при пожарах погибли 20 человек

17:37Почта России в Мурманске выпустила штемпель «Город-Герой»

17:14«КолАтомЭнергоСбыт» и приставы провели мероприятие по взысканию задолженности в Зеленоборском

16:44В Мурманске 15-летний подросток обокрал прихожан прямо в храме

16:27Одна из старейших детских библиотек в Мурманске отметила юбилей

16:12В Апатитах девочка побоялась гнева бабушки за сломанные очки и соврала о ДТП

16:00АЛЕКСЕЙ САВИНЦЕВ. Летят над нашей "Зоной"

15:48Хоккеисты «Мурмана» сыграли вничью с командой из Ульяновска

15:35В центре Мурманска «КамАЗ» въехал в служебный автомобиль ППС

15:14Мусорный рейтинг – стоит ли обращать внимание?

15:00В Мурманске вернули в казну утаенные гендиректором мясного предприятия 15 млн налогов

14:43«Огород, бузина и дядька» Александра Макаревича

14:28Житель из Грязи два года шантажировал подростка в Мурманске интимной перепиской

14:11В Мурманске на спуске от Семёновского озера из-за ДТП встали троллейбусы

13:53Спустя 15 лет родственники нашли пропавшего жителя Апатитов

13:36Пьяный пассажир мурманского поезда оставил в купе двухлетнего ребенка

13:21Жительница Гаджиево перед увольнением украла деньги из кабинета начальницы

13:05На дороге Мишуково-Снежногорск пешеход попал под колёса «Волги»

12:47Морская арктическая геологоразведочная экспедиция отмечает 45-летний юбилей

12:25Жительница Мурманска прихватила на свидание с осуждённым гашиш

12:03В центре Мурманска Renault сбил подростка на пешеходном переходе

Все новости