09:0011.02.14

Куда летит "Ласточка"

Куда летит "Ласточка"

Озарение - путь к пониманию, это знают все, кто хоть раз решался чему-нибудь прилежно выучиться. Можно до бесконечности повторять теорему как хитрую мантру. Можно даже ощущать ее общую целесообразность.

Но только когда в уме происходит вспышка ясности и все части системы вдруг занимают уникальные, лишь им определенные места, случается понимание. Такое же озарение в отношении к жизни бывает в моменты, когда становишься очевидцем заметного и памятного события. Не случайно говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Если присмотреться к восторженной и удивленной реакции блогосферы на церемонию открытия Олимпиады, станет ясно, что для многих интернет-завсегдатаев всполох олимпийского огня стал поводом к яркому и неожиданному пониманию чего-то нового про себя и свою страну.

Вопреки опасениям, слухам и разоблачениям, которыми пестрила Сеть последние месяцы, старт Олимпиады стал хорошей новостью и подарил нам Праздник, о котором, признаться, многие даже не мечтали.

Первое, что порадовало в церемонии открытия Олимпиады, - само действие. Его оригинальность, масштабность и ... свежесть. С какого-то момента возникло ощущение, что мы проваливаемся в мнимое состояние "как бы жизни", когда начало нового становится лишь поводом для ученического подражания внешнему примеру.

И вдруг возникает действо, наполненное нашими уникальными образами и смыслами, которое не вступает в конфликт с внешней культурной палитрой, но дополняет ее. И это очень важно, ведь мы увидели образец того, что можно воспринимать и воображать себя без "как бы", а просто жить, получая удовольствие и радость от собственной красоты, успеха и профессионализма.

Вдвойне важно, что декорациями для этого действия стали не подмостки модного столичного театра, а новый город. Продолжая вековые традиции старушки-Европы, драматическая постановка стала проводником и поводом к презентации города-крепости.

Ведь олимпийский Сочи - это своеобразная "крепость на изнанку": сложная и красивая конструкция, возведенная во имя силовых противоборств. Только в обычных крепостях столкновения, ради которых их строили, случались по периметру территории, в то время как в олимпийской крепости соревнования проходят внутри нее.

Церемония открытия Олимпийских игр в Сочи 

Если постараться охарактеризовать происходящее одним словом, честнее всего сказать, что сам по себе факт удачного старта и успешного хода Олимпиады в Сочи - это Победа.

Победа амбиций над обстоятельствами, целеустремленности над апатией, профессионализма над пассивной некомпетентностью. По тем же блогам хорошо видно, как удивленная первая реакция "у НИХ получилось!" к концу церемонии сменилась на радостное "у НАС получилось!".

Вековая мудрость гласит: у победы множество отцов и только поражение - сирота. Один из редких примеров, когда этот закон свободен от внутреннего сожаления или упрека, - наш случай с Олимпиадой, в успешном старте которой люди ощутили свою причастность к масштабному проекту, инициированному руководством страны.

И снова будем честны: за последние годы у многих граждан выработалось равнодушно-настороженное отношение к любым государственным инициативам. Они виделись людям если не личным поражением, то чем-то внешним и малозначительным. Возможно, одержимые общим пессимизмом мы просто привыкли убеждать себя, что все плохо.

Но человеку с комплексом проигравшего свойственно перекладывать ответственность за свои неудачи на внешние силы. Отсюда, возможно, берет начало это чувство дистанцированности от происходящего в государстве, пресловутый комплекс "этой страны". И вот, наконец, мы увидели то позитивное и яркое, с чем множество самых различных людей захотели испытать чувство личного единения.

Здесь самое время сказать о событии, распиаренном гораздо меньше, чем церемония открытия Олимпиады, но между тем весьма интересном. Я имею в виду документальный фильм "Философия мягкого пути", который был показан по телеканалу "Россия 1" сразу после грандиозного сочинского старта.

В большом, многосоставном и явно изначально многочасовом интервью Путин представляет Олимпиаду как главное событие российской жизни последних лет.

Ему убедительно удается доказать, что Сочи - оптимальное место для проведения зимних игр, что затраты на Олимпиаду стимулировали отечественную экономику, а вовсе не выпали из нее, что история зимнего Сочи 2014 года изначально задумывалась для страны масштабным мотивационным проектом.

Рассказывая это, президент выглядит действительно эффективным менеджером, вовлеченным в проект, отлично понимающим и знающим его специфику.

Однако слова Путина о том, что единственный враг России - это она сама, звучали бы тревожно, если бы не уравновешивались видами успешной олимпийской стройки и развернутыми комментариями людей, причастных к этому строительству. Именно простые (а точнее, очень непростые) работяги выглядят главными героями картины.

Обычное для таких фильмов чувство, что обычный люд служит лишь фоном, на котором раскрываются таланты первого лица, сменяет ощущение, что фигура Путина служит мотиватором для зрителя увидеть, возможно впервые, этих новых и достоверных людей.

Новых потому, что, как оказалось, в России живут и отлично себя чувствуют люди сложных профессий, совмещающие уникальные знания с исключительными навыками.

Ледовары, операторы систем по производству снега, авиадиспетчеры, озеленители, крановщики. Все они явно живут полной жизнью, а не доживают свой век и не имитируют свое существование, равняясь на кого-то внешнего.

Именно такие люди строили Олимпиаду и именно для таких людей, как можно понять из фильма, в первую очередь строилась Олимпиада.

Возможно, именно этот прием, когда устройство спортивного Сочи нам показывают строители, а глава государства лишь дополняет их свидетельства развернутыми комментариями, лучше всего воплощает тактику "мягкого пути" дзюдо, о которой упоминает президент.

Путин показал себя человеком, который, проявив волю, решился настаивать на том, что зимняя Олимпиада 2014 года необходима России.

Фильм нас убеждает в том, что внутри страны нашлось достаточное количество подобных ему решительных людей, для кого дело и навык стоят прежде слов. Пафос картины строится на утверждении, что вместе они объединились и построили для страны новое спортивное будущее.

Правда, после того, как дело было сделано, оказалось, что говорить о своих достижениях и мечтах эти люди могут тоже совершенно свободно, что Путин, что металлург, что офицер-подводник...

Церемония открытия Олимпийских игр в Сочи 

Символом этого оптимизма можно считать образ красного поезда "Ласточка", который, отправившись с сочинского вокзала, устремляется в некое новое будущее. Основную часть своего интервью Путин записывает, сидя в вагоне движущегося состава, а части фильма сменяются в зависимости от видов в окне поезда.

Хочется верить, что Сочи, действительно, станет отправной точкой для модернизации наших городов. Хочется верить, что наши спортсмены отработают на Олимпиаде не хуже наших строителей. Хочется верить, что в красоте и величии сочинских церемоний родится новый стиль, который сможет настроить наше общество на преодоление внутренних противоречий.

И хочется надеяться, что среди людей, которые в последние дни открыли в себе гордость за нашу страну, оказалось достаточно тех, кто до этого обрел чувство неравнодушного гражданина на Болотной.

Возможно, идиллический сон, но мы же на днях видели, как сон становится явью?

 

Поделиться: