09:3911.02.14

В России предлагают ввести еще одну социальную норму - теперь на бензин

В России предлагают ввести еще одну социальную норму - теперь на бензин

Продавать бензин вдвое дешевле, чем на рынке, в пределах социальных норм предложил президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль.

По его мнению, таким образом можно защитить большинство населения от ожидаемого в этом году роста цен на топливо на 2-3 рубля. Эксперты "РГ" идею не поддержали, опасаясь резкого роста цен на топливо сверх этих норм.

"Это мое личное мнение, пока в отраслевом сообществе оно не обсуждалось, - пояснил "РГ" Геннадий Шмаль. - Пути могут быть и другими. Но половина всех стран так или иначе регулирует розничные цены на топливо, и мировой опыт накоплен уже большой".

В Иране, например, существует именно социальная норма - 200 литров в месяц, в пределах которой бензин отпускается по низкой "твердой" цене, а топливо сверх нормы продается по рыночной цене, значительно более высокой.

По словам Шмаля, в эту норму вполне может уложиться среднестатистический водитель, даже если ездит он на стареньких "Жигулях".

"В России по социальной норме бензин мог бы стоить 15 рублей за литр. Потому что одно дело пенсионер, другое - предприниматель, который на транспортных услугах делает бизнес", - сказал Шмаль.

"В стране 25 тысяч заправок, из них 6-7 тысяч принадлежит крупным компаниям. Часть из них можно перепрофилировать для продажи бензина незащищенным категориям населения или же ввести на них отпуск бензина по талонам", - считает глава Союза нефтепромышленников.

Он уверен, что цена бензина к концу года вырастет на 10 процентов. И к этому надо подготовиться.

Цена на бензин может поменяться не столь значительно, уверен завлабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев.

Но даже если цена возрастет на 2-3 рубля, то все равно останется в пределах, вполне приемлемых для нашей экономики. Относительно ВВП и уровня цен на топливо в других странах за бензин в России просят вполне адекватные деньги, считает эксперт.

При этом стоимость топлива на внутреннем рынке растет медленнее, чем доходы населения, и в последние два года "не успевает" за инфляцией. Другое дело, что рост доходов населения существенно замедлился, и рост цен на 5-10 процентов, который раньше не так бросался в глаза, теперь может быть заметным.

Вообще, во всем мире уровень цен на бензин формируется почти исключительно налогами, и прибыль от продажи составляет несколько процентов - владельцы АЗС научились делать деньги на сопутствующих услугах и товарах.

У нас же, несмотря на то, что 50-60 процентов стоимости бензина приходятся на налоги, маржа переработчиков и торговцев может достигать 20-30 процентов (например, в конце 2013 году на московских АЗС маржа составляла порядка 20 процентов). Но такова специфика российской экономики в целом - у нас высокие транзакционные издержки и торговые наценки почти на все товары и услуги, подчеркивает Валерий Семикашев.

Эксперт сомневается в эффективности решения социальных задач введением норм на бензин. И в первую очередь потому, что администрирование новой системы потребует больших расходов. Более гибким и экономным было бы предоставлять поддержку нуждающимся в форме денежных выплат, а не норм или талонов, полагает Семикашев.

Он предостерег от попыток административными мерами снизить цены на бензин. Совсем дешевым топливо быть не должно, иначе оно превратится в неэффективно сожженный ресурс, а экономика утратит важный стимул для технического переоснащения. Нельзя желать всего сразу: и сбалансированного рынка с низкими ценами, и высоких налогов для решения социальных задач, и повышения энергоэффективности.

Государству еще предстоит более четко сформулировать свою цель на рынке автотоплива, уверен Семикашев.

Идею социальных норм можно рассматривать как некую компенсацию расслоения российского общества по уровню доходов, полагает заместитель директора Института "Центр развития" НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов.

При нашем уровне среднедушевого ВВП разрыв огромен, и вводя нормы, можно было бы обеспечить некий минимальный уровень потребления, в том числе социальным группам с наименьшими доходами. Но ничего не мешает поддержать их иным, менее экзотическим способом.

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

21:18Школьники Заполярья попробовали себя в роли спасателей и пожарных

20:26Евро подешевел до 69,26 рубля, а доллар подорожал до 58,22

19:21С начала года на дорогах Заполярья сбили 31 ребёнка

18:16Среди сотрудников силовых структур Заполярья выбрали лучших стрелков

17:45Мурманский судоводитель ответит в суде за небезопасную перевозку пассажиров

17:11В аэропорту «Мурманск» задерживается рейс в Москву

16:46В оленегорском кафе девушка украла с чужого столика телефон

16:28В Мурманске торжественно открыли мемориальную доску Виталию Витману

16:12Мурманчанина в поезде обокрала попутчица из Петрозаводска

15:48Врачей-ординаторов в Мурманской области поддержат рублём

15:30В Заполярье бухгалтер «управляшки» зарабатывала на подделке документов

15:14Мурманскую область изучают для создания полигона радиоактивных отходов

15:00Прокуратура Ковдора нашла сайт по продаже военных билетов

14:42Ракетные крейсеры Северного флота провели учения со стрельбой

14:27У жителей Мурманска нашли переделанные пистолеты

14:10С начала года в Мурманской области из-за пожаров погиб 21 человек

13:52Жительница Мурманска получила 2,5 года колонии за кражу денег у пенсионера

13:36В краеведческом музее Мурманска откроют выставку «Василий Теркин»

13:20В Мурманске администратор ресторана порвал паспорт ветерана войны

13:06Корабельная ударная группа Северного флота уничтожила сверхзвуковые ракеты - учения

12:51Житель Мурманска вынес из квартиры коллеги телефон и деньги

12:27Из-за ремонтных работ в Мурманске ограничат движение на четырёх улицах

12:10Тратившему чужие миллионы разбойнику из Полярного дали 8 лет колонии

11:53На дорогах Заполярья за день произошло более 1500 нарушений ПДД

Все новости