09:3911.02.14

В России предлагают ввести еще одну социальную норму - теперь на бензин

В России предлагают ввести еще одну социальную норму - теперь на бензин

Продавать бензин вдвое дешевле, чем на рынке, в пределах социальных норм предложил президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль.

По его мнению, таким образом можно защитить большинство населения от ожидаемого в этом году роста цен на топливо на 2-3 рубля. Эксперты "РГ" идею не поддержали, опасаясь резкого роста цен на топливо сверх этих норм.

"Это мое личное мнение, пока в отраслевом сообществе оно не обсуждалось, - пояснил "РГ" Геннадий Шмаль. - Пути могут быть и другими. Но половина всех стран так или иначе регулирует розничные цены на топливо, и мировой опыт накоплен уже большой".

В Иране, например, существует именно социальная норма - 200 литров в месяц, в пределах которой бензин отпускается по низкой "твердой" цене, а топливо сверх нормы продается по рыночной цене, значительно более высокой.

По словам Шмаля, в эту норму вполне может уложиться среднестатистический водитель, даже если ездит он на стареньких "Жигулях".

"В России по социальной норме бензин мог бы стоить 15 рублей за литр. Потому что одно дело пенсионер, другое - предприниматель, который на транспортных услугах делает бизнес", - сказал Шмаль.

"В стране 25 тысяч заправок, из них 6-7 тысяч принадлежит крупным компаниям. Часть из них можно перепрофилировать для продажи бензина незащищенным категориям населения или же ввести на них отпуск бензина по талонам", - считает глава Союза нефтепромышленников.

Он уверен, что цена бензина к концу года вырастет на 10 процентов. И к этому надо подготовиться.

Цена на бензин может поменяться не столь значительно, уверен завлабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев.

Но даже если цена возрастет на 2-3 рубля, то все равно останется в пределах, вполне приемлемых для нашей экономики. Относительно ВВП и уровня цен на топливо в других странах за бензин в России просят вполне адекватные деньги, считает эксперт.

При этом стоимость топлива на внутреннем рынке растет медленнее, чем доходы населения, и в последние два года "не успевает" за инфляцией. Другое дело, что рост доходов населения существенно замедлился, и рост цен на 5-10 процентов, который раньше не так бросался в глаза, теперь может быть заметным.

Вообще, во всем мире уровень цен на бензин формируется почти исключительно налогами, и прибыль от продажи составляет несколько процентов - владельцы АЗС научились делать деньги на сопутствующих услугах и товарах.

У нас же, несмотря на то, что 50-60 процентов стоимости бензина приходятся на налоги, маржа переработчиков и торговцев может достигать 20-30 процентов (например, в конце 2013 году на московских АЗС маржа составляла порядка 20 процентов). Но такова специфика российской экономики в целом - у нас высокие транзакционные издержки и торговые наценки почти на все товары и услуги, подчеркивает Валерий Семикашев.

Эксперт сомневается в эффективности решения социальных задач введением норм на бензин. И в первую очередь потому, что администрирование новой системы потребует больших расходов. Более гибким и экономным было бы предоставлять поддержку нуждающимся в форме денежных выплат, а не норм или талонов, полагает Семикашев.

Он предостерег от попыток административными мерами снизить цены на бензин. Совсем дешевым топливо быть не должно, иначе оно превратится в неэффективно сожженный ресурс, а экономика утратит важный стимул для технического переоснащения. Нельзя желать всего сразу: и сбалансированного рынка с низкими ценами, и высоких налогов для решения социальных задач, и повышения энергоэффективности.

Государству еще предстоит более четко сформулировать свою цель на рынке автотоплива, уверен Семикашев.

Идею социальных норм можно рассматривать как некую компенсацию расслоения российского общества по уровню доходов, полагает заместитель директора Института "Центр развития" НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов.

При нашем уровне среднедушевого ВВП разрыв огромен, и вводя нормы, можно было бы обеспечить некий минимальный уровень потребления, в том числе социальным группам с наименьшими доходами. Но ничего не мешает поддержать их иным, менее экзотическим способом.

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:3160-летний житель Кандалакши утопил в ванной свою жену

18:19Военные инженеры Северного флота провели экспериментальное учение

17:30«КолАтомЭнергоСбыт» напоминает: 20 июля начнется передача показаний электросчетчиков

16:40Из горящей квартиры в Мурманске спасли человека

16:01На реконструкцию мурманского Драмтеатра предусмотрен 1 млрд рублей

15:30На озере Имандра нашли тела двух мужчин

14:16Татьяна Кусайко обсудила проблемы транспортировки пациентов на гемодиализ

13:13В районе реки Западная Лица нашли тело утонувшего сотрудника МЧС

12:01В Мурманской области за неделю подорожали дизель и бензин

11:04Рыбаки Северного бассейна выловили 260 тысяч тонн трески

10:33В Мурманске обсудят прогноз потребности в кадрах экономики

10:15Презентацию для детей «Наши мурлыки» проведут сегодня в Мурманске

09:02На Кольском полуострове столбик термометра поднимется только до +15º

20:11В ревдинской колонии прошёл праздничный Крестный ход

19:15Специалисты центра «Велес» опубликовали новые фото мурманского волчонка

18:29Курсы евро и доллара снизились почти на 13 копеек

17:35На острове в Ловозере скончался 66-летний турист из Петербурга

17:12В ближайшие дни лето в Заполярье не обещает быть жарким

16:44Приговор убийцы из Мончегорска остался без изменений

16:14В Мурманске появится спецотдел приставов по взысканию алиментов

15:48Плакат с обращением к президенту сняли с пятиэтажки в Мурманске

15:2826 сентября в Мурманской области пройдёт День приёма родителей

15:07В Оленегорске поймали водителя «восьмёрки» на повторной пьяной езде

14:48В Мурманске детям расскажут об усах, бровях и подушечках на лапках котов

Все новости