17:4012.02.14

60% россиян уверены, что СМИ им лгут

60% россиян уверены, что СМИ им лгут

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ совместно с АНО «Социологическая мастерская Задорина» подвело итоги исследования уровня медиаграмотности россиян.

Опрос показал, что 43% россиян являются медиаграмотными, то есть свободно ориентируются в потоке информации в СМИ и могут критически оценивать контент.

По словам исследователей, уровень медиаграмотности в России год от года растет. И если раньше россияне доверяли сообщениям в СМИ, то теперь скептически настроенных к массмедиа граждан стало существенно больше.

В опросе приняли участие 1,6 тыс. человек из 33 регионов страны. Уровень медиаграмотности эксперты оценивали по трем критериям: насколько участники уверенно пользуются медиаустройствами (книжная библиотека, телевизор, радиоприемник, гаджеты, видеокамера и т.д), способны критически оценивать контент и как генерируют собственную информацию в Сети.

По словам главы исследовательской группы Игоря Задорина, самооценка своего поведения в Сети - ключевой показатель медиаграмотности.

- Именно по этим данным мы оцениваем, насколько человек разбирается в инфопотоке, отличает рекламу от «нерекламы», способен критически подходить к информации в СМИ, - пояснил Задорин.

В результате мониторинга выяснилось, что за последние пять лет уровень медиаграмотности населения вырос на 12%. Если в 2009 году в медиапространстве свободно ориентировался 31% населения, то в 2013-м - 43%, из них полностью медиаграмотна треть.

Задорин отмечает: россияне стали лучше ориентироваться в инфопотоке, перестали слепо верить увиденному и услышанному по ТВ и на радио, критически относятся к сообщениям в СМИ и отличают, какая информация может быть заведомо ложной.

Кроме того, граждане всё легче отделяют рекламу от «нерекламы» и реже попадаются на удочку интернет-мошенников.

Интересно, что около 60% опрошенных считают, что СМИ их очень часто обманывают - дают заведомо ложную или непроверенную информацию, а также пытаются навязать определенную точку зрения.

- Показатель медиаграмотности в ближайшие годы нам надо будет увеличить, - сообщил «Известиям» замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. - И делать это планируется как вместе с медиаотраслью, интернет-сообществом, так и с учебными заведениями, которые стали включать в свои программы короткие курсы по медиаграмотности.

Повышению медиасознательности способствует омоложение медиааудитории. Так считает гендиректор ОАО «Редакция газеты «Вечерняя Москва» Александр Чекшин.

- Те, кто пользуется интернетом и при этом использует другие источники информации, очень четко отличают троллинг от нормальной информации. Молодежь ко всему относится скептически и всё проверяет, - говорит Чекшин.

С другой стороны, продолжает глава «Вечерней Москвы», российский теле- и радиорынок и рынок интернет-СМИ заполнен, а значит, у потребителей информации есть возможность изучать разные точки зрения и подвергать сведения сомнению.

Президент Фонда развития информационной политики Светлана Колесник обращает внимание на то, что в опросе участвовала меньшая часть регионов страны.

- Нужно учитывать, что значительная часть населения живет в местности, где доступны только несколько телеканалов, радиостанций и совсем нет газет, - говорит Колесник. - Если мнение этих людей не учитывать, то в исследовании будет перекос.

В том, что доверие к СМИ теряется, по мнению Колесник, виноваты во многом сами средства массовой информации. Им не хватает социальной ответственности за предоставляемые сведения.

Если ситуация не переломится, недоверие к СМИ будет расти. Эта ситуация усугубляется и тем, что значительная часть медиарынка находится под крылом государства или бизнеса.

Впрочем, общество не готово финансировать самостоятельно СМИ, даже ради получения независимой информации. Это доказывает пример Общественного телевидения. ОТР было запущено в мае прошлого года.

Оно задумывалось как первый в России телеканал, который бы финансировался телезрителями. Запускался канал за счет государственных субсидий (1,5 млрд рублей), однако после запуска стало ясно, что денег на дальнейшее развитие не хватает.

Надежда на то, что ТВ сможет существовать на пожертвования, себя не оправдала. За 10 месяцев со времени запуска канала ОТР собрало пожертвований на сумму 2,2 млн рублей.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

15:30Неуклюжего грабителя в Кандалакше поймали по горячим следам

15:15М-Моторс Премиум - три года на Мурманском рынке

15:07Самые популярные за 100 лет автомобили собрали в одном рейтинге

15:00В Мурманске полицейские нашли угнанный в Петрозаводске микроавтобус

14:42В Североморске юнармейцы проходят начальную военную подготовку

14:27Жители Кандалакши написали жалобу на соседей-«электрообогревщиков»

14:10Туристы из Испании трое суток шли на лыжах от Ловозера до Териберки

13:52В Североморске подростки прыгали по крышам девятиэтажек ради селфи

13:50Водительские права отныне можно менять в МФЦ

13:36На улучшение сельских клубов в Мурманской области выделено более 3,5 млн

13:20В Мурманске за день сгорели два нежилых дома

13:05Житель Апатитов в подъезде до смерти избил знакомого

12:51«Красотками пенсионного возраста» стали жительницы Кандалакши и Оленегорска

12:26За выходные в травмпункт из-за гололёда обратились почти 200 мурманчан

12:10Начинающих водителей ограничили в правах

12:10«Норникель» организовал в Мончегорске «Полярную олимпиаду»

11:56Антимонопольщики возбудили дело против Совета депутатов Никеля

11:34По дороге в Никель КамАЗ сбил иномарку

11:15В Мурманске пикет против коррупции прошёл без задержаний

10:59У бизнесмена из Мурманска изъяли арсенал наркотиков

10:41В Мурманске торжественно откроют фестиваль «Юные инженеры Арктики»

10:27В Мурманске сбили двух 80-летних пенсионерок

10:15В Мурманской области работают 118 снегоуборочных машин

10:00Руководитель автошколы Североморска за 20 тысяч подделал инструкторское свидетельство

Все новости