10:2920.02.14

+ 1 сообщение

+ 1 сообщение

На этой неделе УФАС по Московской области возбудило дело в отношении Сбербанка - поводом стала жалоба физического лица на СМС-рассылку, согласия на которую абонент не давал. Кто и как сегодня борется с телефонным спамом в регионах Сибири, и почему СМС-реклама пользуется такой популярностью у ее заказчиков, выясняли корреспонденты "РГ".

Противорекламный щит

Навязчивые рекламные сообщения, действительно, способны любого довести до белого каления - ежедневно большинство абонентов сотовых компаний получает до десятка "новостей", на которые они не подписывались.

Попытки занести отправителей спама в черный список обычно ни к чему не приводят - людям противостоят мощные программы, которые приносят своим создателям многомиллионные доходы.

В прошлом году, по данным УФАС по Новосибирской области, в регионе в десять раз выросло число жалоб на спам-рассылку, поступивших от граждан.

Масштабы "бедствия" наконец-то заставили отреагировать и самих сотовых операторов. "МегаФон" заявил о полной блокировке спама, который рассылался его абонентам, "Билайн" - о блокировке около трехсот конкретных буквенно-цифровых подписей и коротких номеров, с которых шла рассылка.

- Мы видим, насколько серьезно в последнее время выросло количество спама, насколько сильно проблема волнует наших абонентов, поэтому проводим ряд мероприятий по изменению ситуации.

Отмечу, что, в условиях действующего законодательства, оператор может бороться только со спамом, исходящим на абонента из собственной сети, а также от партнеров. Мы не имеем права блокировать входящий СМС-трафик. Проще говоря, каждое текстовое сообщение должно быть доставлено абоненту.

Что в нем - спам или полезная информация - оператор связи не видит. Как только будут сняты законодательные ограничения, мы развернем систему борьбы со входящим СМС-спамом. Технические решения для реализации этих мер уже закуплены и протестированы, - говорит региональный директор Сибирского региона компании "Вымпелком" Сергей Козерод.

По его словам, оператор уже блокирует исходящие спам-рассылки, если они идут непосредственно от абонентов своей сети.

Об успехах в борьбе с рассылками говорят и в МТС. Как сообщили "РГ" в пресс-службе компании, за год количество СМС с признаками спама было сокращено в пять раз.

С июля 2013 года оператор приступил к переводу рекламных и информационных сообщений на свою сеть, заключая прямые договоры с распространителями и агрегаторами и таким образом получил возможность проверять наличие согласия абонентов на получение рекламных СМС.

В целях дальнейшей борьбы с несанкционированными рассылками со 2 декабря прошлого года полностью заблокирован неконтролируемый трафик с коротких и буквенно-символьных номеров.

- Нам удалось существенно оздоровить ситуацию и отсечь основной объем спам-сообщений, - заверяет заместитель вице-президента по безопасности, директор департамента информационной безопасности МТС Сергей Прадедов. - Как мы и ожидали, после блокировок коротких номеров спам-трафик со второй половины декабря начал перетекать в одиннадцатизначную нумерацию.

Однако мы располагаем эффективным организационным и техническим инструментарием для блокировок таких СМС и для борьбы с недобросовестными распространителями рекламы.

Между тем, как отмечают эксперты, проблему спама все это окончательно не решило, и количество несанкционированных сообщений в 2014 году в целом продолжает расти.

Утомленные салонами

В алтайское управление ФАС в прошлом году поступило 213 заявлений по признакам нарушения федерального закона "О рекламе", из них шестьдесят - с жалобами на СМС-спам.

Чаще всего люди жалуются на рекламную информацию косметических салонов, а также компаний, предоставляющих микрозаймы.

К примеру, Александра Кузнецова из Барнаула написала заявление в УФАС, когда ей надоели сообщения от салона красоты "Манго", на рассылку которого она не подписывалась.

Она сделала это через интернет-приемную на сайте управления.

- Для возбуждения дела в УФАС попросили предоставить копию договора с мобильным оператором и доказательства существования СМС. Я скинула фото сообщений на телефоне и приложила выписку из личного кабинета - о том, что мне приходили сообщения с указанного номера, - рассказала потерявшая терпение женщина.

В итоге в начале декабря 2013 года антимонопольщики возбудили административное производство против распространителя рекламы "Манго".

Им оказался житель Барнаула, который заключил договор с салоном на рекламу медицинских услуг. 21 января 2014 года этот гражданин был оштрафован на две тысячи рублей. Юридическое лицо несет гораздо большую ответственность, вплоть до полумиллиона рублей, по-этому чаще всего организаторами спам-рассылки "делают" физлиц.

- В январе нынешнего года к нам уже поступило 51 заявление по признакам нарушения закона "О рекламе", в том числе 21 - с жалобами на нежелательные СМС-сообщения рекламного характера.

Любопытно, что пятнадцать из них направлено через электронную почту ФАС России от заявителей из Москвы и Санкт-Петербурга. По результатам рассмотрения обращений возбуждено два дела.

В минувшем месяце в основном поступали жалобы на рекламу такси, кредитов и услуг, связанных с разработкой сайтов, и услуг по организации СМС-рассылок, - сообщила временно исполняющая обязанности руководителя алтайского УФАС Людмила Смирнова.

Гидра спам-революции

Войну с несанкционированным рассылками активно ведут и в Кемеровской области.

- Невероятно острая проблема СМС-спама коснулась всей антимонопольной службы. Нас буквально засыпают обращениями, причем часть из них присылает центральный аппарат ФАС России в рамках разработанной для смартфонов программы "РосСпам", - рассказывает начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Кемеровского УФАС Елена Каминская. - В нашем управлении вынесено девятнадцать решений и выдано шестнадцать предписаний - устранить нарушения по делам о незаконной СМС-рассылке.

Сейчас на стадии рассмотрения находится около сорока административных дел. Рекламорас-пространители оштрафованы в общей сумме почти на один миллион рублей. Нужно сказать, что предписания УФАС исполняются, об этом нам говорят сами заявители.

Но, к сожалению, спама меньше не становится, и граждан по-прежнему беспокоят телефонные сообщения с рекламой финансовых услуг, различных торговых предложений и такси.

Дела в отношении нарушителей выглядят однотипно. Так, недавно региональные антимонопольщики возбудили дело по признакам нарушения "Закона о рекламе" со стороны компании "Девино Телеком".

Несколько жителей области обратилось в антимонопольную службу с жалобой на СМС-рекламу пиццы. Из информации, которая была предоставлена антимонопольной службе оператором связи (ЗАО "Ярославль-GSM"), следовало, что реклама была отправлена "Девино Телеком" на основании договора.

Согласно ему, оператор предоставлял провайдеру услуги по приему от провайдера СМС-рассылок для доставки их на мобильные терминалы абонентов собственной и других сетей.

Дешево и сердито

Сегодня в Омске работает более двух десятков компаний, занимающихся СМС-рассылкой. Причем если раньше эта услуга в основном пользовалась популярностью среди небольших торговых точек и бутиков, то теперь такой вид рекламы активно практикуют даже федеральные сети.

По словам заказчиков, телефонный маркетинг достаточно эффективен и при этом не требует особых затрат.

В среднем пакет из 10 000 СМС обойдется заказчикам в 3,5 тысячи рублей, а пакет из 100 000 - в двадцать тысяч. Для постоянных клиентов, заказывающих крупную рассылку, цена одного уведомления может быть снижена до двух копеек.

- Преимущество такой рекламы заключается не только в том, что сообщение о наших акциях и скидках поступает покупателю мгновенно и лично в руки, - рассказывает менеджер службы доставки суши Юлия Набокова. - Главный плюс - в том, что электронная визитка с адресом и телефоном нашей компании будет у потенциального клиента всегда под рукой, а не забудется как теле- и радиореклама.

От заказчиков у рассыльщиков в последнее время, действительно, нет отбоя. Представители рекламных компаний даже жалуются на то, что их мощности позволяют отправлять всего 300 000 сообщений в минуту, и они вынуждены ставить клиентов в очередь.

Однако большинство потребителей возмущено всплеском телефонного спама, который круглосуточно "забивает" память мобильников. Омичей раздражает, когда глубокой ночью им предлагают сходить в баню, а детям-школьникам советуют "оторваться как следует" в ночном клубе.

- Если в прошлом году к нам поступило 173 жалобы на навязчивую телефонную рекламу, то в этом году от горожан только за две недели поступило более сорока заявлений, - отмечает начальник отдела рекламы Омского УФАС России Альберт Морозов.

Антимонопольщикам удалось наказать одну из фирм штрафом в 100 тысяч рублей за телефонную рекламу ночного развлекательного заведения.

Другие рассыльщики оказались оформлены как индивидуальные предприниматели. А штрафы для физических лиц в размере от четырех до двадцати тысяч руб-лей спамеров не останавливают. Кстати, заказчики рассылки по закону вообще не несут никакой ответственности.

По данным специалистов антимонопольной службы, чаще всего рассыльщики получают номера абонентов при помощи мультикасс, в которых омичи пополняют баланс на своих мобильниках. Согласно договору оферты, владелец номера автоматически дает согласие на использование своих данных, даже не подозревая об этом.

Впрочем, уже в ближайшее время депутаты собираются внести в Госдуму законопроект, который должен полностью избавить россиян от мобильного спама. Они предлагают создать единую базу данных номеров мобильных телефонов, хозяева которых не хотели бы получать какую-либо рекламную рассылку.

По задумке народных избранников, в эту базу каждый сможет внести свой номер телефона и больше не получать СМС и голосовые сообщения с рекламой. Внести номер в "запретный список" можно будет через сайт госуслуг или обратившись с заявлением в центр предоставления этих услуг.

А нарушителей покоя владельцев "сотиков" предлагается штрафовать на 500 тысяч рублей. Если законопроект будет рассмотрен положительно, то он начнет действовать уже следующей осенью.

Кстати

Недавно ФАС России презентовала общественности приложение "РосСпам" (для смарфонов на ОС Android), которое позволяет абонентам при получении сообщения с рекламой автоматически отправлять заявление в антимонопольный орган.

К этому заявлению в автоматическом режиме присоединяются изображение СМС-сообщения и фото-графия (скан-копия) согласия гражданина на получение информации о его телефонных соединениях. Кроме того, в заявлении содержится почтовый адрес гражданина и информация об операторе, оказывающем ему услуги связи.

Естественно, такое нововведение привело к учащению обращений граждан в ФАС России с жалобами на регулярное получение через СМС нежелательной рекламы.

Справка "РГ"

В соответствии с частью 1 статьи 18 федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение.

При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если распространитель рекламы не докажет, что такое согласие было получено.

 

Поделиться: