12:0425.02.14

Наибольшая бизнес-активность приходится на Москву и Санкт-Петербург

Наибольшая бизнес-активность приходится на Москву и Санкт-Петербург

Бизнес-туризм в нашей стране - явление относительно новое. Это, конечно, не значит, что лет 20-25 назад сотрудники российских компаний не ездили в командировки или не участвовали в международных выставках. Все это было.

Только вот процессы, связанные с организацией деловых поездок и закупкой соответствующих услуг, протекали достаточно бесконтрольно и, как правило, отдавались на откуп секретарям.

Профессиональные игроки на рынке, представленные несколькими глобальными поставщиками из авиационной и гостиничной индустрии, были, скорее, редким исключением из правила, ведь инвестировать в то ли зарождавшуюся, то ли разрушавшуюся российскую экономику рисковали не многие. Термин "тревел-менеджмент" и вовсе звучал как послание из далекой галактики.

Все изменилось в середине 1990-х годов, когда в нашу страну потянулись международные компании. И дело не только в том, что необходимость поддерживать тесное взаимодействие между локальными и глобальными офисами резко увеличила количество бизнесменов в общем туристическом потоке.

Обмен опытом, поиск новых партнеров и освоение перспективных рынков - все это, конечно, было и стимулировало рост деловых поездок, перспективность вложений в которые понимали все больше и больше предпринимателей.

Важно другое: глобальные компании "спровоцировали" зарождение тех основ корпоративной структуры, без которых невозможно цивилизованное и систематическое развитие экономики, - в том числе и такой отдельно взятой отрасли, как деловой туризм.

Именно в этот стратегический момент, когда российский бизнес начал наращивать обороты, перед многими компаниями впервые встала проблема систематизации корпоративных тревел-процессов.

Спрос рождает предложение, никогда не наоборот. "Первыми ласточками" на российском рынке стали глобальные поставщики авиационного и гостиничного сектора.

Постепенно возникла и потребность в профессиональных агентствах делового туризма в современном понимании этого слова, что привело к разделению туристической отрасли: были созданы сетевые компании, туроператоры, работающие в сегменте B2C, остались кассы по продаже авиабилетов и появились первые тревел-менеджмент компании (ТМС).

Говорить на профессиональном языке постепенно стали и корпоративные покупатели. Деловой туризм в России вышел на новый уровень.

Сегодня российским рынком бизнес-тревел всерьез заинтересовались ведущие международные игроки индустрии. Об этом говорит и приход в нашу страну крупнейших отраслевых ассоциаций - ACTE (Association of Corporate Travel Executives, Ассоциация корпоративных управляющих деловыми поездками) и GBTA (Global Business Travel Association, Международная ассоциация делового туризма).

Впечатляют и финансовые показатели. В 2013 году мы провели масштабное исследование российского рынка делового туризма, итогом которого стал аналитический отчет The Business Travel Year Book, содержащий детальную информацию о ситуации в отрасли и прогнозы ее развития на 2014 год.

Эксперты АБТ отметили, что в 2012 году объем рынка бизнес-тревел в России составил 440 млрд рублей, а уже в 2013 году этот показатель достиг 471 млрд рублей. Индекс въездного туризма за эти годы увеличился на 15%, причем мы говорим именно о сегменте бизнес-тревел.

Подобный темп позволяет прогнозировать бурное развитие индустрии в ближайшие годы, причем рост объемов рынка в 2014 году составит не менее 7%. Будет наблюдаться повышенный интерес к профессии тревел-менеджер, во многих компаниях будут сформированы тревел-отделы и тревел-департаменты.

Наибольшая деловая активность приходится, конечно, на Москву и Санкт-Петербург, ведь здесь расположены штаб-квартиры как глобальных, так и российских компаний. И подобная "централизация бизнеса" становится одной из важнейших проблем индустрии, поскольку серьезно тормозит развитие регионов, в частности, гостиничного сектора.

Каждый, кому хоть раз приходилось ездить по делам компании, знает, как сложно бывает найти в российской глубинке гостиницу, где деловому путешественнику будут предоставлены комфортные условия для качественного выполнения служебных обязанностей вне офиса.

Серьезной проблемой отрасли можно считать и ее технологическую отсталость. В частности, это касается использования инструментов онлайн-бронирования авиа- и гостиничных услуг, подобных тем, которыми за рубежом много лет уверенно пользуется не только B2C, но и корпоративный сегмент.

Пришло время перейти от количественного накопления информации о том, что онлайн - это полезный и эффективный инструмент, к попыткам работать с ним.

Любая индустрия, особенно сервисная, развивается медленно. Однако сегодня уже можно говорить о том, что российский рынок бизнес-тревел выходит из "зоны ожидания" и готовится к росту.

Необходимость конкурировать в условиях глобальной экономики стимулирует компании инвестировать в деловые поездки, что делает деловой туризм приоритетным направлением деятельности для большинства компаний.

Предприниматели понимают, что поездки в интересах компании - это эффективный механизм сохранения существующих и привлечения новых клиентов и партнеров, а значит, одна из наиболее перспективных долгосрочных инвестиций, важнейший катализатор роста продаж и получения прибыли.

 

Поделиться: