Через два года регионы должны дать ответ правительству - нужны ли им социальные нормы на электроэнергию или достаточно действующих тарифов. За это время предстоит решить, как эффективнее вести бухгалтерию для киловатт/часа. Специалисты уже начали предлагать разнообразные варианты. От введения субсидий для малоимущих граждан до полного отказа от социальных норм.
"Тарифы могут вырасти как минимум в два раза для тех, кто будет расходовать энергию сверх соцнормы, - заявил "РГ" председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев. - А таких в России много. Эксперимент в регионах показал, что в норму могут не уложиться 20-40 процентов жителей, в том числе и малообеспеченные россияне".
Например, семьи с одним или двумя детьми, пенсионеры, у которых старая энергоемкая бытовая техника. А также наниматели жилья - студенты, командированные, молодые семьи. Именно арендаторы, как правило, опаливают счета за электричество. Таких квартир в России тысячи.
Чтобы этого не произошло, эксперты предлагают компенсировать из регионального бюджета плату за свет, если сумма в платежке за него превышает 15 процентов от совокупного бюджета семьи. Напомним, что сейчас в стране уже действует правило, по которому россияне получают субсидию из региональной казны в случае, если объем платежей за ЖКХ превышает 22 процента.
"В итоге по повышенным тарифам будут реально платить лишь самые обеспеченные и "неэкономные" россияне. Таких должно быть не более семи процентов россиян", - уточнили участники совещания, которое прошло в Госдуме.
Это владельцы коттеджей, больших квартир, домов, где постоянно включен теплый пол, несколько телевизоров, компьютеры или бытовая техника. Если это не учесть, то россияне с небольшими доходами не смогут "потянуть" новые тарифы, в результате чего долги за коммуналку вырастут еще больше, опасаются эксперты совещания.
Эксперимент по введению социальной нормы стартовал осенью прошлого года в шести регионах. Его суть в том, что электроэнергию разделили на "дешевую" и "дорогую". Киловатты в пределах соцнормы стоят меньше, чем те, что сверх нее. Норму устанавливают местные власти.
В зависимости от региона ее размер отличается почти в четыре раза. Во Владимирской и Нижегородской областях соцнорма составляет 50 кВт в час на человека, в Ростовской области - 96, в Забайкальском крае - 65, а в Орловской области - уже 190. Для тех, кто не укладывается в норму, перерасход обходится дороже в среднем на сорок процентов. Сколько тех, кто платит такие деньги? Среди жителей Владимирской области их оказалось 40 процентов, Забайкальского края - 30 процентов.
Зато в Орловской области - всего 10 процентов. А здесь, как помним, самая большая соцнорма, она почти в четыре раза выше, чем во Владимирской области (где, заметим, в четыре раза больше тех, кто не уложился в норму). Прямая зависимость очевидна, и региональные власти вполне могут управлять процессом.
Еще одна проблема, сигнализируют эксперты: сложность учета домов и квартир по существующим критериям. Сейчас при расчете нормы учитывается не только климатические условия региона, но и состав семьи, и тип жилого помещения.
Но за такой короткий срок, по словам экспертов, сложно разобраться - у кого какой дом, сколько человек живет в семье, есть ли второе жилье, совпадает ли проживание с местом прописки и так далее. В связи с этим прозвучало еще одно предложение - отложить введение социальной нормы на неопределённый срок.
"Регионы должны изучить жилой фонд, "поднять" необходимые документы. И двух лет до этого недостаточно", - уверяют эксперты. То есть "срок для раздумий" надо увеличить, впрочем, насколько, никто сказать не решается. А за это дополнительное время, по словам экспертов, россияне сами должны понять необходимость "умной" экономии энергии. И поменять старые советские холодильники на новые энергосберегающие, а лампочки накаливания - на светодиодные и так далее.
Но есть и более радикальные предложения. Законодатели подготовили законопроект, в котором предлагают вычеркнуть из законов об энергетике само понятие "социальная норма". По словам авторов, введение соцнорм не решит поставленных правительством задач - не сократит перекрёстное субсидирование и не подтолкнёт россиян к экономии электричества.
"Они фактически станут еще одним механизмом повышения расходов населения на оплату коммунальных услуг", - говорится в пояснительной записке к документу.
Эти предложения вызвали жаркие споры среди специалистов по энергетики и коммунальному хозяйству.