09:1421.03.14

Демарш ведущей в эфире Russia Today был хорошо спланирован

Демарш ведущей в эфире Russia Today был хорошо спланирован

6 марта 2014 года ведущая американского бюро телеканала Russia Today Лиз Уол в прямом эфире объявила о своем увольнении, продиктованном якобы политическими мотивами. Это вызвало скандал. В тот же день глава RT Маргарита Симоньян выступила в своем блоге с разъяснениями случившегося.

К разъяснениям мы еще вернемся. Но 20 марта RT распространил информацию о том, что инцидент с увольнением ведущей RT America был хорошо спланирован! Кто же "дергал за ниточки"? Неоконсервативная организация, учрежденная мужем помощницы госсекретаря США Виктории Нуланд.

Вашингтонское издание TruthDig, получившее в 2013 году премию Webby как лучшее политическое онлайн-издание, опубликовало журналистское расследование.

Оно доказывало, что "за скандальным увольнением ведущей RT Лиз Уол стоит вашингтонский неоконсервативный аналитический центр "Внешнеполитическая инициатива" (Foreign Policy Initiative), одним из основателей которого является Роберт Каган, муж помощницы госсекретаря Виктории Нуланд".

Авторы статьи Макс Блюменталь и Рания Халек обратили внимание на то, что в официальном Твиттере организации Foreign Policy Initiative была заранее опубликована информация о том, что в эфире RT что-то произойдет.

Анонсировали провокацию двумя записями в Твиттере. В материалах RT говорится о том, что осложнение политической обстановки на Украине, по мнению авторов расследования, создало благоприятные обстоятельства для срежиссированного демарша Лиз Уол в прямом эфире.

Один из коллег Лиз Уол на условиях анонимности рассказал журналистам TruthDig о том, что с Лиз связывался некий человек, который хотел, чтобы она помогла ему "подорвать позиции RT".

"Я работаю с человеком, который хочет уничтожить RT и хочет, чтобы я написала разгромный материал", - делилась с ним Лиз.

Лиз Уол мотивировала увольнение своими убеждениями, в то время как, по словам ее бывших коллег, на протяжении своей работы на RT журналистка никогда не выражала своих политических взглядов и жаловалась лишь на невысокую, по ее мнению, зарплату.

Foreign Policy Initiative (FPI) - неоконсервативная организация, была создана в 2009 году на основе проекта Project for the New American Century, который проводил пиар-кампанию по формированию общественной поддержки одностороннего вторжения США в Ирак.

Одним из основателей Foreign Policy Initiative является муж помощницы госсекретаря США Виктории Нуланд Роберт Каган.

По словам авторов статьи, FPI имеет устойчивые антироссийские позиции: "Эта организация призывала США занять жесткую позицию по многим вопросам, в частности по российско-грузинской войне 2008 года, "Закону Магнитского" и нынешней ситуации на Украине".

В расследовании приводится целый ряд изданий и журналистов, которые плотно сотрудничают с FPI. В том числе в нем упоминаются, к примеру, сотрудники Orion Strategies, которая в 2008 году оказывала пиар-поддержку правительству Грузии и лично Михаилу Саакашвили.

"Второй бычок"

В четверг в блоге Маргариты Симоньян появилось громкое высказывание и по этому поводу. Вот что пишет глава Russia Today в своем аккаунте в Живом Журнале:

"20 марта, 15:00

На ферме один бычок говорит другому: "Ты знаешь, мне кажется, нас кормят, чтобы убить". Второй отвечает: "Я не верю в теорию заговоров". В скандале с увольнением ведущей RТ-Америка я оказалась тем вторым бычком. Когда наши же сотрудники и разные другие коллеги говорили мне, что она уволилась не просто так, а за этим стоит кто-то большой и солидный в шляпе, я смеялась.

Ну что, зря смеялась. Вот вам выдержки из расследования журналистов вашингтонского издания TruthDig из которого следует, что весь скандал был срежиссирован неоконской организацией, в основателях которой - муж Виктории Нуланд. Кроме шуток. Сериал "Карточный дом" тихо курит где-то там.

После публичной акции протеста против того, как Russia Today освещает российское вторжение на украинскую территорию и, предположительно, продвигает в Вашингтоне курс Владимира Путина, прежде неизвестная ведущая новостей Лиз Уол неожиданно стала одним из самых знаменитых безработных в Америке.

Уволившись с кабельного новостного канала в прямом эфире, Уол появилась на трех крупнейших американских информационных телеканалах - CNN, Fox News, MSNBC - с осуждением деспотичной редакционной политики, которую, по ее словам, начальство навязывало ей и ее коллегам.

Все эти восхваления Уол подготовили почву для выхода на BuzzFeed журналистского расследования под заголовком "Как на Russia Today изготавливают правду".

Его автор Рози Грей писала о том, что в вашингтонских офисах RT царит "атмосфера цензуры и давления" на американских сотрудников. RT давно критикуют и высмеивают за склонность к конспирологии в стиле "Духа времени" и либертарианскую паранойю, однако Уол привлекла к нему беспрецедентное внимание, заставив крупнейшие СМИ Америки бить тревогу из-за того, что форпост российской "мягкой силы" находится всего в нескольких кварталах от Белого дома.

Пока освещался картинный протест Уол, группа неоконсерваторов за кулисами праздновала пиар-успех. Тесно спаянный круг журналистов и организаторов, мечтающих возродить холодную войну, предотвратить сокращение оборонных расходов и вернуть утраченную на руинах Ирака репутацию, увольнением Уол открыл новый пиар-фронт.

В этом им активно помогал косный медиа-истеблишмент, отчаянно пытающийся сохранить свое реноме во все более анархической новостной среде интернета.

В итоге немногочисленных скептиков заклеймили "полезными идиотами", работающими на Путина, а неоконсерваторы не оставили явных следов и смогли скрыть как свою заинтересованность в уходе Уол, так и свои попытки увеличить напряженность в отношениях с Россией в целом.

Все началось 5 марта в 17:07 по Североамериканскому восточному времени. До увольнения Уол - целых 19 минут.

В здании неоконсервативного экспертного центра Foreign Policy Initiative ("Внешнеполитическая инициатива") в Вашингтоне некий сотрудник, войдя в профиль группы в Twitter, анонсирует следующее: "#ХодятСлухи, что на RT грядет мега-событие примерно через 20-25 минут".

Затем в 17:16, ровно за 10 минут до того, как Уол заявила в прямом эфире о своем уходе, FPI сообщает в Twitter: "#ХодятСлухи, что сейчас всем стоит включить RT: http://rt.com/on-air/rt-america-air/ #МожетБытьЧто-тоИнтересное".

За две минуты до заявления Уол FPI снова призывает читателей в Twitter включить RT. Наконец в 17:26, точно в момент ухода Уол, FPI пишет: "Ведущая RT УВОЛЬНЯЕТСЯ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ. Она "не может работать на канале, обеляющем действия Путина".

Сообщения от FPI свидетельствуют о прямой координации действий Уол и неоконсервативного экспертного центра. Несколько звонков в FPI, сделанные с желанием поговорить на эту тему, остались без ответа.

Спустя чуть больше часа на The Daily Beast вышло эксклюзивное интервью с Уол. Взял его Джеймс Керчик, 31-летний журналист, статьи которого выходили в самых разных изданиях - от неоконсервативного Commentary до либеральной израильской газеты Haaretz. Керчик признал, что с августа поддерживал с Уол контакт, но себя изображал пассивным наблюдателем, заявив, что они лишь "периодически общались в последние полгода", причем он "все время советовал ей руководствоваться совестью, принимая решение о своем профессиональном будущем".

Керчик отметил, что, уйдя с RT, Уол заплатила "цену, которую настоящим журналистам - не тем пропагандистам, которых финансирует российское правительство, - приходится платить, если их заботят такие старомодные ценности, как объективность и истина". В тот же вечер Керчик вывесил в Twitter свою фотографию с Уол, которую назвал "селфи свободы". Похоже, они встретились, чтобы отметить ее увольнение.

Седьмого марта Керчик, взяв с собой оператора с видеокамерой, встал у входа в здание на Джи-стрит в Вашингтоне, где расположена редакция RT America. Сам он заявил, что собирается "побольше узнать об этом канале".

Для этого он начал приставать к случайным прохожим с вопросами в духе: "Какое наказание больше подходит для Pussy Riot: два года в сибирском лагере или публичная порка казаками?"

По словам Керчика, в итоге люди из RT позвонили в полицию и потребовали, чтобы его оттуда удалили. Но несколько сотрудников RT сообщили нам, что к полицейским обратился местный охранник, после того как Керчик принялся преследовать работников находящихся по соседству юридических контор, которых он принял за сотрудников RT - "начинающих негодяев с Джи-стрит, 1325", по его собственному выражению (в исправлении к материалу об этом инциденте в The Daily Beast также говорится, что полицию вызвала служба охраны здания, а не сотрудники телеканала).

Так кто же такой Керчик, и что собой представляет его приверженность идеалам "объективности и истины"?

Керчик был старшим сотрудником неоконсервативного экспертного центра FPI - того самого, что рекламировал увольнение Уол за несколько минут до этого события. Центр FPI открыли основатель The Weekly Standard Уильям Кристол и два бывших советника Митта Ромни по вопросам внешней политики - Дэн Сенор и Роберт Каган (муж Виктории Нуланд, помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии).

FPI вырос напрямую из проекта "Новый американский век" (ПНАВ, PNAC), который продвигал в обществе кампанию в поддержку одностороннего вторжения США в Ирак после спланированных бен Ладеном терактов 11 сентября 2001 года.

В 2010 году, восстав из пепла, ПНАВ, само название которого стало синонимом лживости, стратегических ляпов и разжигания войны, FPI сразу переориентировался с Ирака на "возрождающиеся державы - такие как Россия и Китай", как было заявлено в программе организации.

В своих письмах и манифестах призывая президента Бараку Обаму занять более жесткую позицию в отношении России, FPI старательно готовит почву для новой холодной войны.

14 марта Кристол сформулировал в The Weekly Standard задачи FPI. По его словам, нынешние геополитические кризисы можно использовать, чтобы избавить Америку от одолевшей ее после Ирака "усталости от войн" и предотвратить дальнейшие сокращения оборонных расходов.

"Все, что нужно - это сплочение, - уверял он, - и ситуация могут очень быстро измениться".

В 2011 году Керчик какое-то время работал в Праге на Радио "Свободная Европа / Радио Свобода", вещательной сети, которую финансирует Конгресс (и ранее поддерживало ЦРУ) и которая служит своего рода американским аналогом RT для пророссийски настроенных восточноевропейских стран.

В ноябре 2011 года он стал сотрудником Фонда защиты демократий - союзного FPI неоконсервативного экспертного центра, ведущего сторонника кампании за американские военные операции за рубежом и за драконовский режим санкций против Ирана.

21 августа Керчика пригласили выступить на RT и обсудить его статью с призывами казнить Мэннинг (Брэдли Мэннинг - военнослужащий армии США, передавший секретные документы WikiLeaks и приговоренный за это к 35 годам лишения свободы. - прим. "РГ").

Однако, приняв это приглашение, Керчик, открыто заявляющий о своей гомосексуальной ориентации, нацепил прямо в эфире радужные подтяжки и произнес тираду с осуждением нового российского закона, направленного против геев.

"Здесь, на финансируемом Кремлем пропагандистском канале я намерен продемонстрировать мои подтяжки цветов гей-прайда и в открытую выступить против ужасного закона против геев, подписанного Владимиром Путиным", - заявил он.

В статье об этом выступлении, которую Керчик опубликовал на следующий день в The Washington Post, журналист с удивлением отметил, что RT позволял ему "говорить все это больше двух минут".

Тем не менее, голдфарбовский сайт Free Beacon снабдил материал о протестной акции Керчика на RT, вышедший уже через час после нее, заголовком: "Журналиста-гея выгнали из эфира кремлевского канала за протест против антигейского закона".

В таком виде этот эпизод и перешел в мейнстримные СМИ: например, канал CBS в итоге утверждал, что Керчика "выгнали из эфира канала, финансируемого российским правительством".

Уол с повышенным интересом следила за тем, как вашингтонский класс ученых мужей бросился восхвалять Керчика. Молодой выскочка-журналист во мгновение ока стал сенсацией, тогда как ее временно отстранили от должности ведущей. По словам источников RT, Уол и Керчик в срочном порядке начали планировать, как ей уйти с работы.

Для этого расследования были опрошены шесть действующих сотрудников RT. Все шестеро - американцы, которые не скрывают своих сомнений по поводу того, каким образом канал преподносит относящийся к России материал.

Некоторые сказали, что возмущены все более удушающей атмосферой, пронизанной деспотичным редакторским регулированием; другие же сотрудники (на различных должностях), сказали, что по-прежнему наслаждаются определенной независимостью. Все они настояли на анонимности, опасаясь последствий. Четверо из них были лично знакомы с Уол и регулярно общались или работали с ней.

Все, кто ее знал, называли ее "аполитичной". "У нее никогда не было ни одной политической "косточки", - заявил один сотрудник RT. "Лиз всегда была аполитичной и не имела каких-либо четких принципов, - сказал другой сотрудник. - За пределами офиса она никогда не говорила ни о какой политике".

Один сотрудник, который работал в тесном сотрудничестве с Уол, добавил, что она редко выражала несогласие с тем, как канал преподносил новости.

"У нас по утрам проходят планерки, на которых можно задать вопросы, что-то прокомментировать или выразить беспокойство, однако Лиз редко пользовалась этой возможностью", - заявил этот работник.

Как рассказывают ее бывшие сотрудники, Уол поехала в Нью-Йорк на собеседование в недавно открытом канале Al-Jazeera America. В декабре она призналась другу в RT, что "очень подавлена" - на собеседовании ей отказали.

Она была в отчаянии, жалуясь, что не появлялась в эфире RT в роли ведущей уже целых полгода из-за понижения.

В то время, по словам одного сотрудника, Уол заявила тому же коллеге, что с ней связался неназванный человек, который хотел, чтобы она помогла ему подорвать позиции RT.

"Лиз сказала мне: "Я работаю с человеком, который хочет уничтожить RT и хочет, чтобы я написала разгромный текст", - рассказал нам этот сотрудник. - Она спросила меня, что я думаю по этому поводу, и я ответил, что это темное дело, в которое ей не стоит ввязываться. Она сказала: "Ты прав".

Этот сотрудник также добавил: "(Керчик) явно пытался на протяжении некоторого времени внушить ей, что сделать так необходимо".

Когда Уол выступала в различных передачах после ухода с RT, она придерживалась нехарактерного для нее тона, похожего на риторику холодной войны, свойственной таким неоконсерваторам, как Керчик.

"Я долго над этим думала, особенно после принятия антигейских законов там (в России); я думала об этом и решила, что сейчас мы, возможно, приближаемся к еще одной холодной войне", - объяснила она пятого марта Лоренсу О'Доннелу в эфире MSNBC.

На следующий день Уол заявила в беседе с ведущим Fox New Нилу Кавуто, что "сейчас мы приближаемся к возможной холодной войне... Эта война слов - часть (путинской) стратегии".

Когда 15 минут Уол подходили к концу, Керчик в интервью спутниковому каналу Channel News Asia, финансируемому автократическим правительством Сингапура, в ответ на вопрос о российских махинациях в Крыму призвал к "высадке войск в соседних странах-членах НАТО... чтобы показать русским, что мы настроены серьезно". И это было только началом того "сплочения", о котором говорил Кристол из FPI.

Полностью статья опубликована тут. Из нее, кстати, ясно видно, что авторов расследования нельзя упрекнуть в излишней любви ни к современной России вообще, ни к нашему каналу, в частности".

Быть белой вороной - тяжело

А теперь вернемся к тому комментарию, который дала Маргарита Симоньян 6 марта по поводу Эбби Мартин (еще одна ведущая RT, высказавшая в прямом эфире несогласие с политикой России. - прим "РГ") и Лиз Уол.

Добавлять что-то еще к этим словам - бессмысленно. Ясно лишь одно - сейчас идет информационная война. И умение донести свою позицию и отстоять свои взгляды важно как никогда.

"Про Лиз Уол

06 марта 2014, 09:11

Сегодня еще одна ведущая нашего американского бюро, Лиз Уол, в прямом эфире объявила, что увольняется, так как не согласна с позицией канала. Вот что я имею сказать по этому поводу.

В эти дни, чтобы работать на RT, нужно быть очень мужественным человеком. Такой травли наших журналистов и всего канала, как сейчас, не было никогда, и представить себе было сложно. Посмотрите, как поступили с несчастной Эбби. Сначала она заявила в эфире, что не согласна с позицией России, и ее за несколько часов сделали, буквально, героем Америки.

В ответ на что Эбби напомнила, до какой степени она не согласна с позицией самой Америки, добавив, что горда работать на RT, где может свободно выражать эти взгляды. Не прошло и часа после этих уточнений, как Эбби смешали с - ну, не знаю, с чем, сложно в ночи подобрать подходящее цензурное слово. Дошло до того, что главные СМИ Америки объявили, что мы всю эту акцию с Эбби провернули специально ради пиара.

Самой Эбби приклеили ярлык поборницы теории заговоров, припомнив ей ее активистское прошлое. В течение одних суток ее вознесли до небес - и тут же растоптали. И все это на глазах у ее коллег, той же Лиз Уол. Каково это наблюдать коллегам?

Вчера я долго объясняла корреспонденту New York Times, почему я думаю, что позиция России правильная. Потому что я россиянка. Я болею за свою страну и буду бороться за нашу правду столько, сколько нужно. Эбби, Лиз, другие ребята - не россияне.

Они граждане другой страны. Их Родина сейчас сравнивает мою Родину с нацистской Германией. Не один год они верой и правдой работали на RT, каждый день доказывая, что другой голос, не подпевающий в стройном хоре мейнстримовских СМИ, может быть красивым, сильным, и каждый день его слушают все больше людей.

Это они первыми рассказали своей стране про акции "Оккупай", это их задерживали на митингах и держали в наручниках много часов, а потом судили за то, что они просто делали свою работу. Это они возмущались лицемерием США в Сирии, Ливии - сами продолжите список - напоминали, кто именно в этом мире больше всех использовал химическое оружие и не гнушался ядерным, делали все то, чего никогда бы не сделали мейнстримовские западные СМИ.

Но то было мирное время. А сейчас - настоящая война. Не в Крыму, слава Богу, а в СМИ. Каждый день, каждый час ребятам, работающим у нас, говорят: "Вы лгуны, вы не журналисты, вы кремлевская пропаганда, вы продались русским, вон из профессии, над вами смеются, одумайтесь, пока не поздно".

Вот ссылки только на то, что выходило последние пару дней - тонны отвратительной макулатуры о нашем канале, написанные как под диктовку. Нет, наверное, ни одного серьезного СМИ, которое не посчитало своим долгом посвятить статью или сюжет линчеванию журналистов RT.

Все это нашим ребятам говорят их коллеги, их сограждане, их потенциальные будущие работодатели - ведь каждый журналист думает о том, как будет развиваться его карьера. Многие выдержат этот прессинг? Ну, кто-то выдержит. А кто-то - нет. Кто-то искренне не согласен, он верит своей стране больше, чем моей. Кто-то просто думает о своем будущем. И мне трудно тут строго судить.

Во время медийной войны так бывает всегда. Не мы первые, не мы последние. Во время арабской весны из Аль Джазиры, громогласно хлопнув дверью, уволились журналисты из ливанского бюро, а за ними - из египетского. Более двадцати человек объяснили свое увольнение несогласием с позицией канала.

И это без всякого давления на их журналистов со стороны мировых СМИ - ведь Аль Джазира дудела во время Арабской весны в ту же дуду, что весь мировой мейнстрим, и никто про нее ничего болезненного не писал, а, наоборот, писали, какой она молодец.

В первые же минуты после заявления Лиз к нам выстроилась за комментариями злорадствующая очередь главных СМИ мира, которую наша измученная пресс-секретарь описала мне так:"CNN, NYT - в общем, все".

В том числе, все те, кто в этот же день абсолютно проигнорировал переговоры Эштон и Паэта, сделав вид, что этого не было. Ведь увольнение ведущей из конкурирующего СМИ куда важнее, куда "новостнее" и куда больше имеет отношение к кризису на Украине, чем признание двух европейских лидеров, что кто-то из их ставленников, судя по всему, убивал людей.

Почему я продолжаю работать на канале, который один (!) противостоит тысячам, десяткам тысяч западных СМИ, рассказывая другую сторону истории, находясь под ежеминутным прицелом этих СМИ и не успевая отбивать атаки, я понимаю.

Потому что это моя Родина. У меня нет другого пути. У ребят, работающих на RT в разных странах, граждан других государств, сейчас находящихся на грани холодной войны с Россией, другой путь есть.

"Почему я должен сообщать информацию, отличную от того, что дают мои коллеги из других СМИ?" - наверное, спрашивают себя некоторые из них. И не все могут на это ответить: "Потому что я говорю правду, и кроме меня ее никто не расскажет". Некоторые не находят ответ и тихо уходят.

Некоторые громко увольняются в прямом эфире, обеспечив себе фантастический пиар, который иначе бы им и не снился, и заманчивые предложения, о которых и не мечтали.

Быть белой вороной очень тяжело. Иногда - невыносимо. Всем, кто не может это вынести, я желаю удачи. Теми, кто продолжает работать на совесть, кто знает, что он прав, даже если весь мир будет твердить иначе - я просто горжусь. ГОРЖУСЬ".

 

Поделиться: