14:1221.03.14

В Мурманской области между муниципалитетами и бизнесменами идёт «холодная война»

В Мурманской области между муниципалитетами и бизнесменами идёт «холодная война»

В областном правительстве состоялось заседание региональной комиссии по мониторингу цен и применению мер государственного регулирования на потребительском рынке Мурманской области. Его провела министр экономического развития Мурманской области Елена Тихонова.

На повестку дня были вынесены два основных вопроса - о текущей ситуации на продовольственном рынке региона и о состоянии и тенденциях развития нестационарной торговли, сообщает пресс-служба губернатора.

За январь-февраль 2014 года цены на промышленные товары в Мурманской области выросли на 0,6 % (в 2013 году - на 1,2 %), на продукты питания - на 1,5 % (1,7 %), алкогольную продукцию - на 2,7 % (3,1 %), платные услуги населению - на 0,5 % (1,1 %).

Темпы инфляции в регионе сложились на 0,4 процентного пункта ниже среднероссийского уровня (101,3 %). При этом потребительские цены на все виды товаров и платные услуги населению росли более медленными темпами, чем в среднем по России.

Среди всех регионов СЗФО в нашем регионе и в Псковской области сложились самые низкие темпы роста потребительских цен на товары и услуги. По продуктам питания - у нас также самые низкие в СЗФО темпы роста цен.

По итогам мониторинга за февраль Мурманская область в рейтинге по росту цен за месяц из 83 регионов заняла 35 место, по росту цен с начала года - 33 место, по росту цен за год с февраля 2013 года по февраль 2014 года - 27 место, т.е. в нашем регионе темпы роста цен на социально значимые продукты питания сохраняются на среднем уровне по сравнению с другими регионами.

В феврале-начале марта 2014 года на продовольственном рынке региона сохранялась стабильная ситуация.

Оживленное обсуждение членов комиссии вызвал второй вопрос - о нестационарной торговле, т.е. павильонах, палатках и киосках - традиционной сфере деятельности малого бизнеса.

Как сообщила в своем докладе начальник управления прогнозирования и анализа развития муниципальных образований, социальной сферы и потребительского рынка регионального Минэкономразвития Наталья Иванова, число торговых объектов в Мурманской области год от года увеличивается, но в основном за счет магазинов. Их в регионе более 4 тысяч, в то время как малых торговых точек - всего 641.

Причин тому несколько. Это и климатические особенности Заполярья, и активное продвижение своих интересов крупными сетевыми компаниями, и, наконец, позиция самих покупателей, которые «голосуют рублем» за возможность приобретать товары первой необходимости в комфортных условиях.

Однако есть у этой ситуации и негативные стороны. Нестационарная торговля - зачастую единственный способ сбыта своей продукции для местных товаропроизводителей. Павильоны и палатки - самый простой путь развития малого бизнеса и появления новых рабочих мест.

Кроме того, многие северяне давно пользуются их услугами, и исчезновение привычного киоска около дома воспринимают болезненно, направляя жалобы в органы власти.

Проблемы нестационарной торговли в основном падают на плечи органов местного самоуправления. Муниципалитеты, в обязанности которых входит развитие малого бизнеса на их территориях, связаны в этом стремлении многочисленными законами, которые к тому же постоянно меняются.

В свою очередь сами предприниматели массово нарушают установленные правила и нормы, в том числе санитарные. В результате в большинстве случаев вместо сотрудничества между муниципалитетами и бизнесменами идет вынужденная «холодная война» в прокуратуре и судах, а число нестационарных торговых точек в области неуклонно снижается.

Такое положение дел не устраивает областное правительство. Как отметила министр экономического развития Мурманской области Елена Тихонова, безусловно, крупные магазины и торговые сети - это более «цивилизованный» вид торговых услуг. Но и малые торговые точки имеют право на жизнь.

- Нестационарная торговля является элементом занятости населения, малого бизнеса, доступности торговых услуг, и здесь нужно соблюсти баланс интересов обеих сторон, - подчеркнула министр.

По итогам заседания комиссии решено рекомендовать муниципалитетам Мурманской области принять меры поддержки нестационарной торговли.

В частности, обновить схемы размещения торговых объектов; при вынужденном перемещении объекта на другой участок исходить из принципа «меняется место - сохраняется бизнес»; обеспечить стабильность прав предпринимателей и возможность долгосрочного планирования ими своего бизнеса; не допускать пересмотра ранее принятых правил и процедур без предоставления предпринимателям альтернативных возможностей продолжения своей деятельности.

 

 

Поделиться: