15:1522.04.14

Атомным ледоколам работы в Арктике хватает

Атомным ледоколам работы в Арктике хватает

18 апреля крупнейший в мире атомный ледокол «50 лет Победы» вернулся в порт приписки Мурманск.
Его работа по договору с ФГУП «Росморпорт» в этом году завершена, ледовая обстановка в горле Белого моря уже позволяет судам следовать самостоятельно. За время навигации на Белом море атомоход провел 88 различных судов в направлении портов Архангельск и Кандалакша. При этом средняя скорость проводки составила 9,9 узлов, приблизительная дистанция - 67,5 миль, а среднее время, затраченное на проводку каждого отдельного судна, составило 6,8 часов.
По словам капитана ледокола Дмитрия Лобусова, ледовую обстановку в Белом море нельзя было назвать сверхсложной, но в связи с негативным влиянием ветров, а также в связи с недостаточным количеством ледоколов Росморпорта в акватории возникали сложности с судоходством. Работа на Белом море в 2014 году стала продолжением традиционной навигации в Финском заливе.
«Все три месяца - с конца января по середину апреля - атомный ледокол «50 лет Победы» работал по договору со ФГУП «Росморпорт», - рассказал Андрей Смирнов, заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» по эксплуатации флота. - В текст контракта было внесено дополнение о возможности оказания услуг не только в Финском заливе, но и в акватории других замерзающих морей, к который относится и Белое море».
Данный договор будет действовать до зимы 2015-16 годов, к тому времени «Росморпорт» планирует построить как минимум три дизельных ледокола, которые будут обеспечивать безопасную проводку крупнотоннажных судов и на Балтике, и в Белом море.
В соответствие с договором с ФГУП «Росморпорт», ледокол «50 лет Победы» вышел из порта приписки Мурманск 31 января и направился в Финский залив для работы по договору с ФГУП «Росморпорт». Однако в связи с благоприятной ледовой обстановкой, атомоход проработал в районе Финского залива только 12 суток, проведя за это время 41 крупнотоннажное судно.
Атомные ледоколы работают в Балтийском море по договору с ФГУП «Росморпорт» уже четвертый год подряд. Впервые атомоход «Вайгач» Росатмофлота работал на Балтийском море в зимнюю навигацию 2011 года. Тогда за 50 суток непрерывной работы он провел 258 различных судов. Зимой 2012 года атомные ледоколы «50 лет Победы» и «Россия» работали на Финском заливе с 2 февраля до 18 апреля. За время навигации были проведены 322 судна (137 из них провел ледокол "50 лет Победы", а 185 судов - ледокол "Россия"). В 2013 году за 90 суток работы «Россия» провела 355 судов.
Другие атомные ледоколы сейчас работают на привычных направлениях. Атомный ледокол «Вайгач» продолжает выполнять работы по договору с ОАО «Норильский Никель», связанную с созданием и поддержанием ледового канала на реке Енисей. Ориентировочно, работа в этом году продлится до середины мая. Несколько длиннее ожидается навигация в Обской губе - возможно, ледокольная поддержка в районе порта Сабетта потребуется вплоть до конца июня. Сейчас атомоход «Таймыр» продолжает проводить суда в направлении строящегося порта с частотой примерно одно судно в неделю.
Впереди у атомоходов - начало летне-осенней навигации, а также - плановые ремонтные работы. Начало транзитной навигации на трассах Северного морского пути будет возложено на атомоходы «Таймыр» и «Ямал».
Последний в настоящее время обеспечивает работу экспедиции ААНИИ, стартовавшей 9 апреля из порта Мурманск. Данная экспедиция осуществляется по заказу нефтяной компании «Роснефть» и Exxon Mobile и нацелена на изучение ледовых и гидрометеорологических условий на акватории юго-западной части Карского моря, моря Лаптевых. Экспедиция является продолжением прошлогодних изысканий, которые проводились на атомоходе «Ямал» ровно год назад. Сейчас атомный ледокол находится севернее Новой Земли.
По словам руководителя экспедиции Андрея Тюрякова, к исследованиям учёные приступили 12 апреля, с тех пор ежедневно выполняют по одной ледовой станции - так называется весь комплекс работ, который проводится в конкретной точке изысканий. К измеряемым показателям, которые фиксируют на каждой ледовой станции, относятся характеристики льда, гидрологические характеристики, температура, соленость воды и многое другое.
Всего на период экспедиции до начала июня запланировано 36 ледовых станций, четыре из них будут длиться по два дня, остальные - однодневные. Среднее расстояние между однодневными ледовыми станциями составляет 40 миль, для проведения двухдневных будет специально подбираться подходящий для исследований айсберг.
Погода и ледовая обстановка на месте проведения работ соответствует ожиданиям ученых. При этом погода позволяет использовать и всю сверхсовременную технику, которая находится в распоряжении членов экспедиции. Так, удалось несколько дней подряд использовать беспилотный летательный аппарат.
Также активно используется и опускаемый под воду подводный управляемый аппарат, который применяется для измерения подводной части торосистых образований. С его помощью исследовать торосы можно с точностью до сантиметра. В активе ученых и специально разработанные для данной экспедиции аппараты для изучения физико-механических свойств льда, которые также применяются.
Линейный мелкосидящий атомоход «Вайгач» планирует закрывать навигацию в Обской губе, а ледокол «50 лет Победы» в начале мая встанет в плавдок для проведения очередного ремонта в рамках подготовки судна к летне-осенней навигации и серии круизных рейсов, которые традиционно начнутся в конце июня.
К слову, ожидается, что нынешний год будет последним в истории знаменитых круизов атомных ледоколов к Северному полюсу. В 2015 году ФГУП «Атомфлот» планирует завершить программу круизных рейсов в Арктику, начатых в 1990 году. Первые туристы высадились на Северный полюс с борта атомного ледокола «Россия». С тех пор предприятие ежегодного проводило не меньше четырех туров.
Заместитель генерального директора по эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов обращает внимание, туристов меньше не стало, а вот непосредственной работы для атомоходов значительно прибавилось.
- Появление круизных рейсов было связано с невостребованностью ледоколов. Сейчас ситуация изменилась. Из года в год возрастает грузопоток на трассах Северного морского пути. Без атомоходов обеспечить эффективную, а главное безопасную работу в Арктике невозможно. - отмечает Андрей Смирнов.

Поделиться: