16:3702.07.14

Facebook осудили за опыты над живыми людьми

Facebook осудили за опыты над живыми людьми

"Facebook осудили за опыты над живыми людьми", "Экспериментально доказано, что эмоциональное заражение пользователей через соцсети работает", "Facebook погружал пользователей в депрессию во время тайного исследования" - такими заголовками начали неделю почти все IT-издания. Социальная сеть Facebook вновь попала под шквал критики, на этот раз за тайный эксперимент над пользователями.
В научном журнале "Труды национальной академии наук" появилась статья, в которой рассказывалось об уникальном исследовании, целью которого было выяснить, "заразны" ли эмоции в социальных сетях. Средой для эксперимента выбрали самую крупную сеть мира - Facebook. Для опыта взяли небольшую (по меркам соцсети) долю аудитории - 0,04 процента - около 700 тысяч пользователей, которые, конечно, ни о чем не подозревали.
На неделю этим людям изменили выдачу постов во френдленте: одним сократили количество "положительных" постов, а другим спрятали "отрицательные" сообщения. Один из ученых-исследователей Адам Крамер - сотрудник Facebook кстати говоря, - в своем аккаунте в качестве причины эксперимента назвал "заботу команды проекта об эмоциональном влиянии соцсети на людей".
Исследователи хотели лучше понимать, правда ли, что когда люди видят в ленте много радостных постов от друзей, сами они расстраиваются. Ведь расстроенный сегодня пользователь завтра просто не зайдет в Facebook. Ученые наблюдали, пишут ли люди сами более грустные статусы, если видят только "печальные" посты, и более радостные, если в их ленте есть только "позитивные" сообщения. На самом деле выяснилось, что люди чаще идут на общей волне эмоций: во время просмотра "отрицательной" ленты люди выдали на 0,1% меньше положительных слов, а во время чтения "положительной" - на 0,07% меньше негатива.
Однако пользователей и журналистов разозлил не столько результат эксперимента, а сам факт, что их эмоциями пытались манипулировать, используя живых людей как подопытных кроликов. Автор Techcrunch задается вопросом, "сколько темных дней для сотен тысяч людей привнес Facebook в эту неделю. А если среди них были эмоционально-неустойчивые подростки?" На это представители соцсети отмечают, что подобные манипуляции разрешены условиями использования Facebook, на которые соглашается каждый новый пользователь соцсети. Такой пункт, действительно, существует, в нем описаны "внутренние операции для устранения неисправностей, анализа информации, тестирования, исследования и улучшений работы сервиса".
Понятно, что эмоциями пользователей давно манипулируют в коммерческих целях, и реклама - самый яркий тому пример. Однако впервые было подтверждено эмпирическим путем, что эмоциональная схема воздействия в соцсетях действительно работает. И где и в каких областях ее уже могли применять без ведома пользователей, остается только догадываться.
Адам Крамер в своем посте в Facebook признается, что ему очень жаль, что их исследование вызвало столько беспокойства у пользователей, и что, задумывая эксперимент, его команда не хотела никого расстраивать.http://www.trustedreviews.com/news/facebook-apologies-for-secret-psychological-user-experiments Но, возможно, он лукавит.
Как выяснил автор Forbes, проект Facebook под кодовым названием "Эмоциональное заражение" финансировался правительством - точнее, исследовательской лабораторией армии США, об этом было заявлено в профиле одного принимавшего участие в эксперименте академика из Корнельского Университета. Позже профиль был обновлен, в нем появилось уточнение, что армия не финансировала этот проект.
"Теперь Facebook знает, как подсадить вас на эмоциональные стероиды, чтобы заставить вас возвращаться в соцсеть. Это заставляет меня задуматься, а каким еще психологическим манипуляциям подвергаются пользователи, и о каких манипуляциях они никогда не узнают, потому что о них не напишут в научном журнале?" - пишет Кашмир Хилл.
Интересно, что исследование довольно долго хранилось в тайне - оно было проведено еще в январе 2012 года, а опубликовали его только сейчас. И это можно объяснить тем, что ученые не хотели, чтобы лавры достались другим. Пару месяцев назад было опубликовано похожее исследование Калифорнийского университета. В нем, правда, студенты никак не влияли на ленту друзей, а просто изучали статику и следили, как меняются статусы пользователей в течение почти четырех лет. Соцсеть никакого участия в опыте не принимала. И тогда эксперимент было принят обществом с интересом. А когда команда Facebook с учеными выступила со своим исследованием "эмоционального заражения", то вместо славы собрала урожай недовольства.
Есть еще один момент, о котором нельзя не сказать. Мы живем в эпоху, когда больше доверяем информации из социальных сетей, ведь там наши родные, друзья и коллеги. Вместе с ними, их постами и настроениями мы формируем наше мнение и взгляд на события. И в чрезвычайных ситуациях соцсеть - это, по сути, передовой край информационной войны, и потому контроль основных каналов распространения информации и знание основные законов ее распространения становятся критически важными.

Поделиться: