17:1504.07.14

Иномарки готовятся покинуть Россию

Иномарки готовятся покинуть Россию

Автопроизводители заявили о возможности свернуть сборочные производства на территории нашей страны из-за низкой рентабельности
На экспертном совете при думском комитете по промышленности автопроизводители заявили о возможности закрытия российских сборочных производств и возврата к импорту. По последним оценкам, уже к 2018 году объем российского рынка может оказаться на треть меньше плановых 3,6 млн машин. В ситуации стремительного «проседания» рынка держать сборочные предприятия на территории России оказывается нерентабельным. Эксперты полагают, что потребители могут оказаться лишь в выигрыше.
Рекордное падение
Новые иномарки в России покупают все реже и реже. В минувшем мае падение объемов продаж достигло рекордного уровня в 12%, сообщили в аналитическом агентстве «Автостат». Это самое сильное снижение, зафиксированное в текущем году. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в наибольшей степени в мае упали продажи Ford - на 35%, Peugeot - на 27%, Suzuki - на 24%, Great Wall и SsangYong - на 21%. Меньше пострадали продажи Citroёn, которые снизились на 13%, Chevrolet, Opel и Daewoo - на 12%, Geely - на 11%, Volkswagen - на 10%.
Как пояснил ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов, «рынок находится под давлением снижающейся российской экономики, которая далека от стабильности из-за внешнеполитического фона, наполненного угрозой войны с Украиной и санкциями Запада». По его словам, ставки по автокредитам повышаются, а требования к заемщикам ужесточаются, что также не способствует росту продаж. Товарные запасы автодилеров, по данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры», на 20% превышают их реальные возможности продаж.
В апреле Ford Sollers полностью остановила производство на своем заводе во Всеволожске почти на два месяца. Кроме того, все заводы компании, в том числе в Набережных Челнах и Елабуге, перешли с двух- и трехсменного режима на односменный. На всеволожском заводе под сокращение попало около трети персонала. «АвтоВАЗ» с 1 июля был вынужден поменять форму работы с дилерами - теперь предприятие поставляет машины только по предварительному заказу. Отдельные марки принимают решение по сокращению модельного ряда в нашей стране.
Потребитель в плюсе
По данным международной консалтинговой компании Roland Berger Strategy Consultants, в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию к 2018 году истечет срок действия соглашений о поддержке локализации производства. Кроме того, из-за ВТО снизятся импортные пошлины - на данный момент на новые легковые автомобили они составляют в среднем 25%, к 2019 году снизятся до 15%. Получается, что преимущества производства в России для зарубежных игроков исчезнут.
Соответственно доля импорта может вырасти до 67% против прогнозируемой в государственной стратегии развития автопрома РФ до 2020 года 20%. Доля локализованных иномарок может упасть с нынешних 52% до 26%.
Также под большим вопросом оказывается бизнес-модель сборки по контракту, которую сегодня активно практикуют «Автотор», Derways, «Соллерс», группа ГАЗ. Вполне возможно, что прекратить сборку в России и перейти на импорт могут китайские бренды, Peugeot-Citroen, BMW (сборка осуществляется на калининградском «Автоторе»), а также SsangYong и Opel. По прогнозам, из производимых в настоящее время в стране иностранных моделей 40% будут импортироваться. Судя по всему, перед государством стоит задача - найти такие механизмы господдержки, которые позволят удержать иностранных производителей в РФ.
Впрочем, потребители могут оказаться в выигрыше, пояснил Gudok.Ru председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
«Не думаю, что стоимость ввозимых из-за границы машин окажется существенно выше собираемых на территорий нашей страны. В такой ситуации большинство людей предпочтут приобрести автомобиль, собранный в стране базового производителя. Многие по-прежнему считают, что зарубежная сборка в разы лучше отечественной», - заявил Похмелкин. Он также сообщил, что и сам старается приобретать машины, сборка которых осуществлялась не в России.
«Вполне вероятно, что если для промышленности уход иностранных производителей будет серьезным ударом, то для рядовых потребителям такой поворот событий окажется лишь на руку», - признал эксперт.
Михаил Прибыловский
Справка
Сборочные производства иномарок начали появляться в России в середине 90-х годов - одними из первых иностранных моделей российской сборки стали Daewoo Nexia и Daewoo Espero, которые с 1995 года выпускались компанией "Донинвест". В дальнейшем в России начали работать сразу несколько новых совместных предприятий - "Автофрамос", "GM-АвтоВАЗ", а завод Ford во Всеволожске стал первым автомобильным производством в России, полностью принадлежащим и находящимся под управлением международной автомобильной компании.
Массовому открытию в России заводов западных автоконцернов способствовало введение в середине 2000-х годов режима промышленной сборки, который позволяет предприятиям импортировать автомобильные компоненты по низким таможенным ставкам в обмен на принятие на себя обязательств по локализации производства автомобилей. Первыми организаторами производства в режиме промышленной сборки стали российские предприятия "ИжАвто" и "Северсталь-авто", наладившие сборку южнокорейских моделей.

Поделиться: