16:3008.08.14

Расследование крушения малайзийского Боинга-777 зашло в тупик

Расследование крушения малайзийского Боинга-777 зашло в тупик

Вчера члены международной комиссии по расследованию катастрофы Boeing 777 в Донецкой области покинули Украину, завершив, как следует из официального сообщения, "первый этап поисков". Между тем, как сообщил "Ъ" близкий к комиссии источник, разбирательство, по сути, зашло в тупик: эксперты так и не смогли собрать обломки самолета и исследовать их, а без этой процедуры убедительно доказать высказанную ранее версию о ракетном обстреле лайнера вряд ли удастся.
"Участники международной технической комиссии, специалисты из Голландии, Малайзии, Австралии, США, Украины, России и других стран, около двух недель фактически безвылазно просидели в Киеве,- пояснил эксперт.- Выезды каждый раз откладывались из соображений безопасности". Экспертам, по словам собеседника "Ъ", в итоге надоело участие в ежедневных, но, по сути, лишенных предмета обсуждения совещаниях, и многие из них запросились домой. Вчера, наконец, было принято решение об отъезде комиссии с Украины. По официальной версии - в связи с завершением "первого этапа поисков". Когда и как участники разбирательства приступят ко второму этапу поисков, руководство комиссии не уточнило, отметив лишь, что установленный правилами ICAO месячный срок на обнародование первых результатов придется отодвигать.
Российский специалист полагает, что его коллеги из комиссии, преимущественно гражданские эксперты, напрасно сделали основную ставку на расшифровку бортовых самописцев Boeing, которая дала не слишком много информации. Во всяком случае, если самолет действительно уничтожила боевая ракета, пилоты вряд ли успели прокомментировать эту ситуацию. Дело в том, что из-за разницы давления воздуха внутри и снаружи самолета получившая даже незначительные повреждения от взрывной волны или осколков машина разлетелась на части, а находившиеся внутри люди, даже не задетые осколками, мгновенно потеряли сознание от тяжелейшей баротравмы.
По мнению эксперта, речевой самописец теоретически может указать на ракетный обстрел - например, черный ящик Ту-154 авиакомпании "Сибирь", сбитого украинской ракетой С-200 над Черным морем в 2001 году, зафиксировал последний крик пилота "Куда попало?". Но этот случай - исключение из правила: украинская С-200 взорвалась сверху и сзади лайнера, примерно в 15 метрах от него, разгерметизация и разрушение, таким образом, начались с хвостовой части, поэтому пилот и успел крикнуть.
Малоперспективной, по мнению собеседника "Ъ", была и попытка его зарубежных коллег обнаружить поражающие элементы боевой части ракеты ЗРК "Бук" в телах погибших пассажиров. Расследуя трагедию 2001 года, комиссия установила, что из нескольких тысяч стальных шариков диаметром 6 мм, составляющих боевую часть ракеты С-200, в Ту-154 попали около 400. При этом из трупов и обшивки самолета удалось извлечь всего восемь поражающих элементов. Основная же масса шрапнели прошила самолет и людей насквозь.
Наконец, бесполезным занятием собеседник "Ъ" считает исследование фотографий якобы посеченных шрапнелью обломков Boeing. По его мнению, похожие на боевое поражение пробоины на фрагментах могли появиться в результате их падения на землю или при разборе завалов с использованием техники. Известны случаи, когда детали конструкции случайно или намеренно попадали под обстрел уже на земле. Так было, например, в Афганистане, когда боевики изрешетили из автоматов обломки Ми-8, упавшего, как выяснилось, из-за ошибки пилота.Опрошенный "Ъ" специалист считает, что наиболее важен для расследования был именно полевой этап: сбор сохранившихся обломков и их выкладка на земле в форме, близкой к реальным очертаниям Boeing 777. Натурный макет не только покажет, что лайнер был поражен "ударным воздействием высокоскоростных компактных элементов" - шрапнелью. На выкладке будут видны траектория разлета осколков и так называемая плотность их потока, по которым можно будет рассчитать расположение и удаленность эпицентра взрыва относительно самолета, а в конечном счете - и "тип средства поражения". Отметим, что именно выкладка помогла российским экспертам однозначно установить причину катастрофы Ту-154 над Черным морем. Кроме того, спектральный анализ краев пробоин, сохранившихся на алюминиевых обломках, показал, что повреждения были нанесены "высокоскоростными компактными объектами" - шрапнелью, летящей со скоростью 2500 метров в секунду, а не образовались в результате удара самолета о воду, происходившего при скорости около 100 метров в секунду.
Наконец, даже если ракетный обстрел Boeing все же удастся доказать, имеющиеся в распоряжении комиссии данные вряд ли помогут установить виновника трагедии. Как полагает собеседник "Ъ", объективно отследить траекторию выпущенной ракеты на сегодняшний день могут только "штатные локационные системы наблюдения за воздушной обстановкой ПВО". Так, например, полет С-200, уничтожившей Ту-154, по словам эксперта, был зафиксирован российскими локаторами в трех точках, которые позволили восстановить весь путь ракеты. Но на этот раз ни одна из сторон пока не предоставила объективных данных, по какой траектории могла лететь ракета к Boeing.Отметим, что установить причины черноморской трагедии удалось благодаря российским военным специалистам в области расследования авиапроисшествий, которые накопили огромный опыт разбирательства со случаями боевого поражения гражданских самолетов еще со времен локальных конфликтов в Африке и на Ближнем Востоке, в республиках бывшего СССР. Эксперты Минобороны разработали даже специальную методику, на которую сегодня ориентируются многие специалисты мирового уровня. Однако на этот раз военнослужащих в международную комиссию приглашать не стали, чтобы не обострять и без того политизированное разбирательство.
Сергей Машкин

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

17:11В Мурманском торговом порту гендиректора Александра Масько назначили на новый срок

16:42Синоптики предупреждают о пожарной опасности в Ловозерском районе

16:25Житель Спутника украл у собутыльника пистолет, документы и датчик дождя

16:03В Мурманск прилетел секретарь Совета Безопасности РФ

15:48Рецидивистка из Апатитов украла у знакомого 140 тысяч

15:27Ремонт фасадов мурманских домов продлится до заморозков

15:10В Мурманске Chevrolet собрал «паровозик» из пяти авто

14:59В Кандалакше за неуплату алиментов задержали 26-летнего северянина

14:38В центре Мурманска отметят День флага России

14:14Почётного донора Мурманска осудили за ложное сообщение о теракте в школе

13:56Вирус Коксаки не затронул туристов из Мурманской области

13:32Передайте показания электросчетчиков в «КолАтомЭнергоСбыт» с 20 по 25 августа

13:07В Мурманске опознали тело, всплывшее на Семёновском озере

12:49Корабли и суда Северного флота прибыли в порт Дудинку

12:28Пенсионер из Заполярья заплатит 2 тысячи за убийство и расчленение собак

12:11«Колэнерго» и «Апатит» объединят усилия для повышения надежности электроснабжения

11:52СКР начал проверку по факту взрыва запала гранаты в руках мурманчанина

11:30Атомная подводная лодка «Северодвинск» выполнила ракетную стрельбу

11:07Потерявший ход траулер «Хугинн» буксируют в порт Мурманска

10:48В Оленегорске без вести пропал пенсионер

10:27Кольская ГМК повысила степень утилизации сернистых газов в плавильном цехе

10:04В подъезде Мурманска подросток подорвался на запале от гранаты

09:50Жители 824 домов в Мурманске остались без горячей воды

09:31В Мурманске Audi сбил пенсионерку, женщина госпитализирована

Все новости