17:1519.08.14

Санкционная война может повлиять на российские планы по освоению рынка сжиженного природного газа

Санкционная война может повлиять на российские планы по освоению рынка сжиженного природного газа

Россия ответила на санкции Запада и его союзников своими собственными. Однако если западные санкции подразумевают ограничения на поставки в Россию, то российские - ограничения на импорт из стран-оппонентов. Пока ответные санкции коснулись достаточно широкой номенклатуры продовольственных товаров.
По мнению опрошенных ИАА «ПортНьюс» участников стивидорного рынка Северо-Запада, в кратко- и среднесрочной перспективе продовольственные санкции могут привести к росту перевалки контейнерных, прежде всего рефрижераторных грузов через российские морские порты за счет роста грузопотока из стран Латинской Америки и других альтернативных экспортеров продтоваров. В то же время, от ответных санкций пострадают сухопутные перевозчики, специализировавшиеся на транспортировке европейского продовольствия в Россию. Однако в том случае, если «санкционная война» затянется, возможно постепенное импортозамещение и сокращение объемов ввоза импортной продовольственной продукции и из «альтернативных» стран. Впрочем, загадывать так далеко пока никто не берется, поскольку влияние санкций - это уравнение со многими неизвестными.
Более того, Россия рассматривает возможность и дальнейшего ужесточения ответных санкций. Так, предлагается распространить их также и на промышленные товары, среди которых называются готовые автомобили и различное оборудование, товары народного потребления. При таком сценарии развития событий терминалы, ориентированные на перевалку импортных автомобилей, будут вынуждены перепрофилировать свою деятельность. В то же время, с развитием соответствующих производств внутри страны возможен рост поставок контейнерных грузов с комплектующими. Впрочем, прогнозировать такой рост нужно осторожно, поскольку он будет зависеть от внутреннего спроса, который, если говорить о новых автомобилях, в последнее время падает, а также от будущего уровня локализации производств.
Дверь в Азию
проект Владивосток СПГ

Из-за санкций возможны изменения в путях поставок также и сырьевых грузов. Например, парламент Польши уже рассматривает возможность запрета на импорт российского угля. Со своей стороны, Россия в секторе сырьевых грузов все более ориентируется на азиатско-тихоокеанский регион (АТР), где значимыми союзниками Запада в санкционной борьбе с Россией являются пока лишь Япония и Австралия. И если Япония является рынком сбыта для российских энергоносителей, которая вряд ли сможет от них полностью отказаться, то Австралия - конкурентом в области поставок угля и сжиженного природного газа (СПГ). Причем конкурентом мощным.
Отметим, ранее со стороны Австралии звучали предложения о вхождении в российские нефтяные проекты в обмен на участие российских компаний в проектах СПГ в Австралии, о чем мы более подробно писали ранее >>>> . Теперь же эти предложения, скорее всего, будут неактуальны. Вкупе с западными санкциями против российских компаний, реализующих проекты в области добычи природного газа, этот факт может оказать серьезное негативное воздействие на перспективы освоения зарубежных рынков российским сжиженным газом, а значит поставить под удар широкомасштабные проекты по его добыче и транспортировке. Ведь и без санкций Россия едва успевала «прыгнуть в уходящий поезд» мировой торговли СПГ.
Напомним, что в России пока имеется лишь один крупный экспортный завод по сжижению природного газа, действующий в рамках проекта «Сахалин-2». Тем не менее, уже заявлено достаточно много новых проектов, среди которых выделяются «Ямал-СПГ», «Балтийский СПГ», проект в Выборге, «Владивосток СПГ», проект «Роснефти» на Сахалине, «Печора СПГ», проект в Териберке. Также заявлялся проект группы Nordic Yards в Горской (Санкт-Петербург) и «Роснефти» на побережье Финского залива. Более того, большинство из заявленных проектов на Финском заливе подразумевали и организацию бункеровок судов сжиженным газом в свете введения ограничений по содержанию серы в судовом топливе до 0,1% с 2015 года. Однако их основная окупаемость должна обеспечиваться за счет экспортных поставок СПГ. Более подробно о проектах СПГ-терминалов в России читайте в очередной номере издания «Портовый сервис. Бункерный рынок», которое можно заказать в редакции ИАА «ПортНьюс» >>>>
В любом случае ясно, что азиатский рынок более перспективен для поставок сырья, чем европейский. Вопрос «лишь» в создании соответствующей инфраструктуры и ликвидации «узких мест» по железнодорожным подходам. Именно недостаток пропускной способности Транссиба и Байкало-амурской магистрали, даже с учетом их планируемого расширения, является фактором, ограничивающим возможности доставки грузов в АТР.
Таким образом, даже переориентация российской внешней торговли на Восток имеет свои ограничения и сложности.
Кроме того, если «санкционная война» затянется, реальна перспектива выхода России из Всемирной торговой организации (ВТО), что, скорее всего, в целом негативно отразится на внешней торговле и соответственно, совокупном грузообороте российских морских портов.
Виталий Чернов.

Поделиться: