16:4110.09.14

Железнодорожники и таможенники внедряют электронный документооборот

Железнодорожники и таможенники внедряют электронный документооборот

С 1 октября вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом. Корреспондент "РГ" выяснила, готовы ли грузоотправители и железнодорожники Северо-Запада осваивать таможенные онлайн-технологии.
Предварительное информирование (ПИ) - система, позволяющая извещать таможенные органы о ввозимых в страну товарах до прибытия транспортного средства на границу. Для игроков рынка автомобильных перевозок процедура ПИ стала обязательной с 17 июня 2012 года и позволила значительно сократить время таможенного оформления одного автомобиля. Раньше подготовка копий транзитных деклараций осуществлялась непосредственно на границе и занимала, как правило, не меньше часа. Сейчас перевозчик, отправитель или получатель груза направляют таможенным органам сведения, необходимые для формирования электронной копии транзитной декларации, за два часа до прибытия автомобиля в пункт пропуска.
Подавать предварительную информацию о железнодорожных грузах будут участники внешне-экономической деятельности, а также ответственные структуры РЖД и железных дорог сопредельных государств.
Предполагается, что необходимые сведения будут поступать от сотрудников РЖД в ФТС России за два часа до того, как поезд остановится в железнодорожном пропускном пункте. Экономические операторы, таможенные представители, экспедиторы и другие лица, имеющие право распоряжения товарами, должны направить железнодорожникам предварительную информацию еще раньше - за четыре часа до прибытия поезда на границу.
Данные могут поступать и от администраций иностранных железных дорог. В Северо-Западном федеральном округе электронный документооборот уже налажен с Финляндией, Эстонией, Латвией и Литвой. Есть некоторые сложности с польской стороной, поскольку в Польше железные дороги обслуживают несколько перевозчиков. Но эту ситуацию планируется урегулировать в ближайшее время.
В порядке эксперимента таможня уже собирает предварительную информацию на железнодорожных пунктах пропуска (ЖДПП). К примеру, в регионе деятельности Калининградской областной таможни с использованием предварительного информирования ввозится больше 95 процентов товарных партий, перемещаемых железнодорожным транспортом.
- Однако подавляющее большинство требуемых сведений формируется только после прибытия состава на железнодорожную станцию, - комментирует ситуацию начальник отдела контроля за таможенным транзитом Калининградской областной таможни Елена Пыжова. - Хотя перевозчик обязан предоставить данные в информационную систему таможенных органов не менее чем за два часа до перемещения товаров через границу Таможенного союза.
Предварительное информирование ускорит операции по таможенному оформлению составов в два раза
С похожей проблемой столкнулись сотрудники таможенного поста ЖДПП Ивангород в Ленин-градской области. Дело в том, что Эстонская железная дорога формирует составы на станции Нарва, которая находится в 15 минутах езды от российского железнодорожного пункта пропуска. Поэтому предварительные сведения приходят в информационную систему таможенных органов не за два часа, а непосредственно перед прибытием поезда на станцию.
Сейчас российские железные дороги модернизируют программные средства, используемые для обмена предварительной информацией с участниками ВЭД и представителями зарубежных железных дорог, сообщил главный технолог проектно-конструкторского технологического бюро по системам информатизации - филиала РЖД Алексей Крестинин. В частности, завершается разработка специального интернет-портала на сайте РЖД - аналога существующего программного средства ФТС России, с помощью которого предварительную информацию подают автомобильные перевозчики.
Новая система позволит любому лицу, имеющему право распоряжения товарами, быстро передать железнодорожникам предварительную информацию из товаросопроводительных документов. Достаточно будет авторизоваться на ресурсе, ввести данные вручную или прикрепить их в виде файла.
- Планируется, что портал ПИ на сайте ОАО "РЖД" перейдет из тестового режима в режим эксплуатации до 10 сентября текущего года, - делится информацией Алексей Крестинин.
Ежедневно через все железнодорожные пункты пропуска на территорию Таможенного союза прибывает около 200 грузовых поездов. По мнению представителей ФТС России и железнодорожников, предварительное информирование сократит время операции по таможенному оформлению состава в два раза - с 120-200 до 6-90 минут. В случае однородности товаров и соблюдения всех условий ПИ таможенные процедуры в пункте пропуска можно будет пройти за 15-35 минут.
- Наша конечная цель - полный отказ от бумажных технологий и переход на электронный документооборот при железнодорожных перевозках, - подчеркивает исполняющая обязанности первого заместителя начальника Калинин-градской областной таможни Светлана Куманева. - Введение обязательного предварительного информирования можно назвать очередным шагом на пути к этой цели.
Кстати
В документах Таможенного союза не предусмотрено никаких штрафов за отсутствие предварительной информации о железнодорожных грузах после 1 октября 2014 года. Однако медлительность при осуществлении процедуры ПИ может привести к определенным издержкам для участников ВЭД. Ведь партия товара, по которой предварительная информация не пришла или поступила поздно, относится к области риска. И по отношению к таким грузам таможенники могут применять дополнительные меры контроля.

 

 

Поделиться: