Минпромторг РФ может усложнить открытие крупных магазинов, чтобы поддержать малые торговые предприятия
Минпромторг РФ направит в четверг в правительство проект стратегии развития торговли до 2020 года, который усложнит открытие гипермаркетов в России, пишет газета «Коммерсант».
Проект, в том числе, предлагает определить "критерии размещения крупных торговых объектов" при принятии решений о выделении земельных участков под их строительство или реконструкцию. Эти критерии могут распространиться как на собственников объектов, так и на арендаторов площадей в торговых центрах.
В ведомстве считают, что тенденция массового укрупнения сетевой розницы отрицательно сказывается на малом и среднем предпринимательстве, так как магазины большой площади оказывают «наиболее сильное, в том числе и отрицательное, влияние на конкурентную и предпринимательскую среду», а торговые объекты малого и среднего предпринимательства вынуждены закрываться.
Власти хотят повлиять на этот процесс путем введения дополнительных согласований при выдаче решений девелоперам и ритейлерам о выделении земельных участков под строительство гипермаркетов и торговых центров.
В проекте ведомства, направленном в правительство, напрямую не указаны размеры объектов, к размещению которых будут применяться дополнительные критерии. В Европе и у стран-членов Таможенного Союза такие требования предъявляются к магазинам площадью больше 1,5-3 тысяч кв. м. Российский ГОСТ «Розничная торговля» признает гипермаркетом торговый объект площадью более 5000 кв. м, а универмагом - более 3500 кв. м.
Сейчас на гипермаркеты в России приходится 11% оборота продовольственной розницы или 1,23 триллиона рублей в год.
Помощь малому бизнесу в торговле действительно необходима, отмечают эксперты. По их мнению, для начинающих предпринимателей необходимо вводить налоговые каникулы и заняться возрождением стационарной мелкой торговли. «Ликвидация рынков привела к ликвидации и стационарной мелкой торговли, которая обеспечивала продуктами малообеспеченное население на городских окраинах, - говорит руководитель Национального института системных исследований предпринимательства Александр Чепуренко. - Поэтому следует, в первую очередь, исправлять федеральный закон о торговле, который сейчас работает только в интересах крупных сетей».
Кириана Скрылева
30.09.14