15:3707.10.14

Авторынок сняли с ручника

Авторынок сняли с ручника

Спад на рынке новых автомобилей, продолжающийся уже второй год, далек от завершения, учитывая перспективы дальнейшего замедления темпов роста экономики и, как следствие, доходов россиян. Запущенная в сентябре программа утилизации способна оказать в текущих условиях лишь слабую поддержку автопроизводителям, уверены эксперты
Государственная программа утилизации, запущенная в сентябре, частично помогла автомобильному рынку в России, но от значительного падения его не удержала. Согласно данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которые сообщили источники Autonews.ru за несколько дней до их официальной публикации, продажи автомобилей упали по итогам сентября на 23,2% в сравнении с сентябрем 2013 года (по итогам августа рынок упал на 26%). Впрочем, господдержка действовала не с начала месяца. В полной мере ее эффект рынок прочувствует в октябре.
Российские граждане купили в прошлом месяце 189,666 тыс. новых автомобилей. Причем благодаря программе утилизации стали расти спрос на бюджетные марки. В частности, продажи Lada в России сократились в сентябре по сравнению с первым осенним месяцем прошлого года на 8,7%, но при этом подскочили по сравнению с августом 2014-го почти в 1,4 раза - до 36,513 тыс. штук. При этом по данным пресс-службы «АвтоВАЗа», по программе стимулирования продаж клиенты получили больше 19 тыс. машин, в том числе 15,412 тыс. - в сентябре, это около 40% общих российских поставок Lada. По данным Минпромторга, по программе утилизации продано за последнюю полную неделю сентября 23,4 тыс. машин - почти вдвое больше аналогичного показателя неделей ранее.
Справка:
Новая программа обновления парка автомобилей формально начала работу 1 сентября, однако в действительности ее старт несколько затянулся. К программе, на которую правительство выделило 10 млрд рублей, присоединились все основные автопроизводители. Госпрограмма позволяет получить покупателям скидку на легковые автомобили в размере 50 тыс. рублей при утилизации и 40 тыс. рублей - при покупке с учетом сдаваемого автомобиля (trade-in).
Дилерам основных иностранных автопроизводителей также не удалось остановить падение продаж. Так, компания Renault сократила поставки на 10,7% по сравнению с сентябрем 2013 года - до 15,406 тыс. штук. (18% - в августе). Корейская Hyundai уменьшила поставки на 10,3% - 15,4 тыс. штук (в августе поставки упали на 6%.). При этом президент Kia Motors Rus Сонг Хван заметил, что «несмотря на стагнирующий рынок, Kia продолжает демонстрировать уверенные результаты продаж». Компания реализовала в сентябре 14,5 тыс. машин против 13,6 тыс. в августе 2014 года. Японская Toyota, которая часть продаваемых автомобилей производит в России, показала падение в сентябре на 4,7% - до 13 тыс. штук против 12,722 в августе 2014 года. По прогнозам компании, новая программа поддержки автомобилей Toyota Camry, стартовавшая 1 октября, позволит продать в России 33 тыс. машин этой марки по итогам 2014 года.
Результаты Nissan достигли в сентябре 11,844 тыс. проданных автомобилей, что демонстрирует падение на 21,1% - до 11,844 тыс. штук (против 11,061 тыс. в августе 2014 года). Продажи Chevrolet рухнули в прошлом месяце почти в два раза - до 8,26 тыс. штук. При этом в августе компания продала 7,952 тыс. автомобилей. Отгрузки автомобилей Ford достигли в сентябре 5,268 тыс. машин против 3,852 тыс. в августе при замедлении темпов падения до 35,1% против 57% в августе. Клиенты марки Skoda увеличили покупки новых автомобилей в сентябре по сравнению с августом - до 7,294 тыс. штук с 6,774 тыс. единиц, Opel - до 4,726 тыс. с 4,328 тыс. в августе.
Группа Sollers увеличила поставки автомобилей UAZ в сентябре на 0,3% - до 3,910 тыс. штук (3,894 тыс. - в августе). Группа «ГАЗ» также нарастила отгрузки своих моделей до 5,705 тыс. штук с 5,177 тыс. единиц в августе. Mercedes-Benz, несмотря на общую негативную экономическую ситуацию, также увеличила продажи легковых машин в сентябре до 4,336 тыс. штук по сравнению с 4,264 тыс. годом ранее и 4 тыс. в августе. Российские продажи BMW рухнули в сентябре почти в два раза - до 2,4 тыс. машин, но подросли по сравнению с показателем в 2,182 тыс. штук в августе 2014 года. Audi довела продажи до 2,557 тыс. машин в сентябре против 2,6 тыс. в августе и 3,080 тыс. штук годом ранее.
Поставки Infiniti выросли в сентябре до 539 машин с 374 штук месяцем ранее. Такая же тенденция и у Land Rover - рост до 1,766 тыс. с 1,567 тыс. автомобилей месяцем ранее. Итальянская марка Ferrari нашла в сентябре в России 3 покупателей, в то время как в августе свой автопарк новыми автомобилями пополнили 2 фаната Ferrari.
Официальные данные о продажах комитета автопроизводителей АЕБ за 9 месяцев будут представлены 8 октября. Однако еще в начале сентября председатель комитета и глава российского подразделения Mazda Motor Йорг Шрайбер говорил, что программа по утилизации и trade-in автомобилей вселила надежду, что набравшее весьма динамичную скорость падение российского рынка может быть остановлено. Впрочем, автопроизводители не слишком обнадеживаются обещаниями повышения уровня спроса и сокращают выпуск. Уровень спрос на новые автомобили будет возвращаться к прошлогодним показателям не раньше, чем в 2016 году, считает старший менеджер автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко. По данным сентябрьского опроса исследовательского холдинга «Ромир», доля семей как совершивших покупку автомобиля в предыдущие 6 месяцев, так и планирующих такую покупку в ближайшие полгода, сократилась в 1,5 раза против показателей предыдущих лет.
Спад на рынке новых автомобилей, продолжающийся уже второй год, далек от завершения, учитывая перспективы дальнейшего замедления темпов роста экономики и, как следствие, доходов россиян, замечает аналитик QB Finance Мадина Абаева. «В перспективе ближайших трех лет мы не прогнозируем улучшения, в то же время относительная стабилизация после достижения дна должна наступить уже ближе к середине 2015 года. На наш взгляд, программа утилизации, к которой повторно обратилось государство в попытке замедлить снижение уровня продаж бюджетных автомобилей, производимых на территории РФ, несмотря на относительный успех, себя не оправдает. Первая программа утилизации позволила продать 600 000 новых машин, но, понятно, что на сей раз таких результатов достичь не удастся уже хотя бы потому, что в прошлый раз программа работала в условиях восстановления экономики после кризиса, в то время как сейчас - в условиях ожидания усугубления стагнации. Сейчас россияне предпочитают экономить средства и откладывать их, нежели совершать дорогостоящие покупки, и скидка в 40-50 тыс. рублей - уже не столь ощутимый стимул. Интересно, что на сей раз под программу утилизации попадают также коммерческие и грузовые автомобили. Дело в том, что только с января по август продажи грузовиков сократились на 16% и к концу года этот показатель может упасть до 23%» - пояснила она «Эксперт Online». Госпрограмма утилизации старых автомобилей не сможет переломить негативный тренд во втором полугодии 2014 года, уверен аналитик компании «Уралсиб Кэпитал» Денис Ворчик. «Мы ожидаем продолжения спада продаж автомобилей в России, хотя в сентябре - декабре он замедлится благодаря запуску данной программы», - считает он.
Безусловно, одной программы утилизации мало, чтобы спасти авторынок от большого числа факторов давления. Возможно, падение замедлится по самым бюджетным маркам, а вот автомобили «премиум-класса», скорее всего, никак не отреагируют на государственную инициативу, прогнозирует руководитель аналитического департамента «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталья Самойлова. «Однако стоит заметить, что и тенденция наибольшего падения отмечается именно по эконом-классу, так как покупатели автомобилей этого сегмента часто ориентируются на потребительские кредиты, которые в текущих условиях стали дороже и менее доступными. Кроме того, свою роль продолжает играть девальвация рубля, которая автоматически ведет к повышению цен на импортные транспортные средства. Ко всему прочему добавим сюда и общее снижение реальных располагаемых доходов населения, которое заставляет граждан воздержаться от каких-либо крупных покупок. Скорее всего, подобная тенденция будет только набирать обороты и может достигнуть пиковых уровней к середине следующего года. Только стабилизация экономики и курса национальной валюты может вызвать разворот тренда», - говорит она.
Текущий год для рынка легковых автомобилей - не самый лучший период за последние пять лет: с 2012 года в условиях вступления России в ВТО, отсутствия господдержки (в виде госпрограммы утилизации) автохолдинги демонстрировали спад продаж, констатирует аналитик ИК «РУСС-ИНВЕСТ» Мария Шишкина. «В этом году ситуация усугубляется макроэкономическими факторами, валютными колебаниями и геополитическими рисками. За первое полугодие 2014 года многие производители показали ухудшение финансовых результатов. Так, группа «ГАЗ» за первое полугодие показала убытки 1,315 млрд рублей, объясняя их затратами на инвестпрограмму (рост армотизационных отчислений на 27%) и дорогими кредитами (рост стоимости более чем на 30%). КАМАЗ так же получил за первое полугодие убытки в 1,5 млрд рублей против прибыли в 2,6 млрд годом ранее, «Соллерс» снизил чистую прибыль на 85%. Последнему удалось удержаться на плаву благодаря совместному предприятию с Ford», - замечает она. При этом по ее мнению, возврат к программе утилизации старых автомобилей даст мощный импульс для развития российских производителей. «Программа утилизации действовала в 2011 году, и российский автопром показывал сильные финансовые результаты и показатели по продажам. По разным оценкам, авторынок просядет по итогам года на 8-12%. Учитывая, что продажи «Автоваза» составляют почти 1/5 часть от общего объема российского рынка, и возобновление программы утилизации с 1 сентября, на мой взгляд, стоит ожидать снижения рынка на 7-9%», - рассказала «Эксперт Online» аналитик ИК «РУСС-ИНВЕСТ».

Поделиться: