15:4524.10.14

Утилизацию старых вагонов поддержат новыми субсидиями

Утилизацию старых вагонов поддержат новыми субсидиями

ОАО «РЖД» предлагает утилизировать около 70 тысяч старых вагонов, эксплуатация которых экономически не выгодна и нарушает безопасность на железнодорожном транспорте. При этом, утилизируя старый вагон можно воспользоваться государственной субсидией, если одновременно приобретается инновационный подвижной состав
Действующая государственная программа получения компенсаций при приобретении инновационных вагонов в лизинг вскоре будет распространяться и на прямую покупку с использованием целевых кредитов. Расширение перечня стимулирующих мер направлено на адаптацию к существующим рыночным условиям реализации таких проектов и масштабное оздоровление парка подвижного состава российских железных дорог. Все вместе должно ускорить решение накопившихся проблем по управлению вагонным парком, так как позволит существенно разгрузить железнодорожные пути от лишних вагонов и ускорить грузооборот.
В ближайшие дни правительство утвердит изменения в постановление о выделении субсидий для лизинговых компаний, предоставляющих скидки на покупку инновационных вагонов. Ранее получить субсидию (130 тысяч рублей) на их приобретение можно было либо по лизинговой схеме, либо при утилизации старого подвижного состава. Теперь же субсидировать будут ещё и прямых покупателей. Кроме того, появится возможность совмещать при лизинге вариант с получением утилизационной премии, так что покупателю инновационного вагона государство сможет компенсировать одновременно 260 тысяч рублей. В бюджете на это предусмотрено до семи миллиардов рублей.
Эта мера позволит активизировать утилизацию отживших свой срок грузовых вагонов, к чему недавно призвало операторов ОАО «Российские железные дороги». В письме от 15 октября к НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры (филиал ОАО РЖД) Алексей Сакеев предложил утилизировать вагоны с истекшим сроком службы.«На сети ОАО РЖД находится 112 тысяч грузовых вагонов, которые нуждаются в ремонте, из них 70 тысяч - в продлении срока службы»,- говорится в письме. По данным монополии, к концу года число таких вагонов увеличится до 100 тысяч, простаивающими вагонами уже заставлено 840 км путей. Это главная причина падение скорости движения поездов.
«Использование инновационного вагона позволяет достичь экономического эффекта сразу по двум направлениям - предлагая сбалансированную ставку клиенту за его использование и существенно экономя на затратах по эксплуатации - на порожнем пробеге и ремонтах», - говорит генеральный директор ОАО «Федеральная транспортная компания» Виталий Евдокименко. По его мнению, меры стимулирования к их приобретению возможно усилить при поддержке государства, например, путем расширения применения механизма частичного субсидирования приобретения данных вагонов путем выплаты утилизационной премии при списании старого вагона, либо за счет субсидирования части процентной ставки. «В настоящее время механизм субсидирования обновления парка используется только при приобретении вагонов через лизинговые схемы, и не распространяется при использовании компаниями кредитов, - Это существенно затормаживает процесс замены старогодних вагонов на инновационные», уверен топ-менеджер.
От утилизации старого вагона можно выручить около 300 тысяч рублей. Не считая съемных запчастей только от продажи металла кузова и тележки можно получить около 250 тысяч рублей. Примерно столько же обходится капитальный ремонт для продления срока службы старого вагона.
При этом утилизация старых вагонов решит главную текущую проблему рынка грузоперевозок - профицит парка грузовых вагонов. РЖД в прошлом году понесло 24 млрд. убытка от обслуживания не задействованных в перевозках вагонов.
«От снижения скорости движения из-за лишних вагонов страдают и операторы подвижного состава, поскольку переплачивают за дополнительные дни, и грузовладелец, - уверен Станислав Золотарев, руководитель информационно-аналитического управления НП «Объединение вагоностроителей». - В итоге операционные расходы на эксплуатацию вагона не окупают лизинг, получается замкнутый круг».
В условиях профицита вагонов некоторые компании-перевозчики начинают демпинговать, что приводит к уходу с рынка мелких операторов и снижению конкуренции. При этом около трети участников рынка купили вагоны в лизинг, поэтому демпинговать не могут в отличие от тех, кто оперирует собственными старыми вагонами.
При этом владельцы изношенного парка предпринимают попытки удержать свои рыночные позиции за счет недобросовестных методов конкуренции. В частности, транслируют в СМИ и на уровне государственных организаций мнение, что инновационный подвижной состав заведомо является неэффективным, и предпринимаемые правительством меры сформируют искусственный спрос на грузовые вагоны, который усугубит профицит подвижного состава. Сознательно умалчивается, что причина профицита - как раз парк низкоэффективных вагонов с просроченным сроком службы, а фактические результаты эксплуатации инновационного подвижного состава подтверждаются практически двукратным ростом эффективности его применения в сравнении с устаревшими моделями.
«Увеличение доступности субсидий будет хорошим стимулом для приобретения именно инновационных вагонов, а не тех новых, что запроектированы еще в 60-е годы, - пояснил Владимир Хорошилов, заместитель генерального директора «Брансвик Рейл Лизинг». - Лизингодатели и покупатели смогут компенсировать свои расходы на целевые кредиты за счет государственной субсидии, в размере, не превышающем ставку рефинансирования Центробанка. Это важно, поскольку инновационный вагон хоть и дороже стоит - около 2млн рублей против 1,6 устаревших моделей, но экономичней при долгой эксплуатации. Межремонтный период у них намного больше. По сути дела, если бы сейчас все вагоны заменили на инновационные, объем перевозки грузов увеличился бы на 10% за счет их большей грузоподъемности. Государство идет на стимулирование покупки таких вагонов еще и потому, что благодаря им можно существенно экономить затраты на инфраструктуру за счет меньшего воздействия на путь и сокращения эксплуатационных расходов».
«Если объем парка вагонов привести в соответствие с грузопотоком, то есть устранить профицит, цены на перевозку приблизятся к рыночным, и тогда система будет работать сбалансировано, - считает Станислав Золотарев. - К тому же РЖД не будет вынуждено повышать плату за простой, что опять же даст экономию всем участникам рынка».
«Существующая ситуация с профицитом вагонов усугубляет ситуацию для вагоностроителей, которые уже вынуждены сокращать свои мощности, - говорит Станислав Золотарев. «Рузхиммаш» остановил одну из трех своих площадок, «Уралвагонзавод», «Алтайвагонзавод» перешли на четырехдневную рабочую неделю».
Следует также отметить, что сейчас разрабатываются технические условия для обеспечения работы вступившего в действие со 2 августа технического регламента Таможенного союза в части продления срока службы вагонов. По новым правилам, продление сверх назначенного срока службы возможно только при модернизации вагона.
Какой объем работ - и должно быть прописано в новых технических условиях, вокруг которых уже долгое время идут горячие споры.
«Одновременно многие собственники уже приступили к утилизации вагонов, - говорит Денис Семенкин, заместитель председателя НП Операторов железнодорожного состава (ОЖдПС). - Другие ждут вступления в силу поддерживающих документов по продлению срока службы. Предлагаемые Правительством меры по субсидированию лизинга и кредитов под новые вагоны может повлиять на ситуацию положительно. Тем не менее, общая выгода от эксплуатации инновационных вагонов очевидна. При общем требовании ремонта раз в три года их можно эксплуатировать без модернизации 8 лет, а планируют продлить и до 11».
По данным участников рынка, сегодня насчитывается до 70 тысяч вагонов, которым не смогут продлить срок службы ввиду дорогой модернизации. Их как раз РЖД и предлагает утилизировать в первую очередь. Вагоностроительные мощности для закрытия дефицита, при его возникновении по отдельным типам вагонов, сейчас достаточны. По мнению операторов подвижного состава, целесообразнее будет купить новый вагон, чтобы экономить не ремонте. Это же повысит и конкурентоспособность рынка грузовых железнодорожных перевозок в целом.
«СУЭК является крупнейшим грузовладельцем на сети РЖД, наша потребность в вагонах составляет около 50 тысяч вагонов в месяц, - говорит Денис Илатовский, заместитель генерального директора, директор по логистике ОАО СУЭК. - При этом мы управляем собственным парком в 22 тысячи вагонов. Для обновления парка мы заключили договора на инновационные вагоны с Тихвинским, Уральским и Алтайским вагоностроительными заводами. Вагоны этих заводов имеют ряд конструктивных и эксплуатационных преимуществ по сравнению со старыми моделями. Что касается порядка субсидирования покупателей инновационных вагонов, то и действующее постановление правительства и готовящееся призваны стимулировать обновление парка».
Сейчас крупные операторы вроде Первой грузовой компании и Федеральной грузовой компании в замешательстве: не знают, что делать с вагонами, которые нельзя эксплуатировать без продления срока службы. Они их просто отставили, что и усложнило ситуацию на железной дороге. Собственно, они, скорей всего, и должны стать главными участниками программы по стимулированию приобретения инновационных вагонов и утилизации старых.
В интересах всех участников рынка сдать старые вагоны на металлолом как можно раньше, считает генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов. «Выиграют те компании, которые владеют старым парком. Им в этой ситуации выгодно быстро сдать вагоны на металлолом, нежели платить за их хранение на путях отстоя или ждать разработки норм модернизации и сертификации, так как, по оценкам большинства участников рынка, стоимость процедуры модернизации и сертификации будет не выгодной», - рассуждает Зотов. - Предложение РЖД не тянуть с утилизацией появилось из-за нехватки путей отстоя. Возможности инфраструктуры железных дорог РФ не позволяют хранить столь большое количество невостребованных вагонов. Избыток парка приводит к образованию пробок и снижению средней скорости движения».
Утилизация старого парка верный способ увеличения скорости оборота эксплуатационного парка и сокращение времени доставки грузов, - заявил «РЖД Партнер» директор по сбыту РМРейл Александр Куликов.«Вагоны, не задействованные на сети, серьезно снижают пропускную способность железных дорог и тормозят работу всей транспортной системы, - говорит Куликов. - Мы с коллегами-вагоностроителями, оцениваем положительно инициативы РЖД и Правительства по решению вопроса в данном направлении».
Инициатива РЖД об утилизации старых вагонов имеет рекомендательный характер. Но Правительство не зря подводит под нее новые стимулы. Положительный эффект очевиден как для операторов, РЖД, так и для экономики в целом. Первые получат возможность избавиться от старых вагонов, которые сейчас простаивают, и купить новые на льготных условиях. РЖД сможет ускорить грузоперевозки, избавившись от лишних простоев, что опять же будет выгодно грузоотправителям и самим операторам подвижного состава. Экономика в целом получит эффект как от ускорения грузопотока и увеличения провозной способности сети, так и от экономии эксплуатационных издержек и расходов на модернизацию инфраструктуры РЖД.

 

 

Поделиться: