12:3731.10.14

Недавние законодательные акты должны значительно разгрузить суды по спорам ОСАГО

Недавние законодательные акты должны значительно разгрузить суды по спорам ОСАГО

Многим автолюбителям Мурманской области памятна недавняя крайне запутанная ситуация с ОСАГО. Сегодня специально для ИА «Норд-Ньюс» изменения, которые произошли на рынке ОСАГО осенью, а также ожидания страховщиков комментирует директор Мурманского филиала ОАО «СОГАЗ» комментирует Игорь Годованый:
- В июле 2014 года приняты поправки в Закон об ОСАГО, касающиеся многих разделов: повышения страховых сумм, порядка изменения и применения страховых тарифов, обращения за выплатой и размеров выплат по европротоколу, порядка определения размера ущерба, обязанностей и ответственности страховщиков, возможности ремонта по ОСАГО, износа автомобиля и др.
За почти 11 лет действия Закона об ОСАГО это было первое столь значительное изменение, многие разделы были переписаны практически заново. Подавляющая часть из них вступила в силу с 1 октября. Однако уже со 2 августа 2014 года при соблюдении условий (в ДТП участвовало только два ТС, оба водителя застрахованы по ОСАГО, и вред причинен только имуществу) по вопросу урегулирования убытка потерпевший должен обращаться только в свою страховую компанию.
Кроме того, с этой же даты лимит выплаты по европротоколу (оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД) во всех регионах увеличился с 25 тысяч рублей до 50 тысяч рублей (но при условии, что договоры ОСАГО оба водителя заключили после вступления в силу этой нормы закона). В четырех регионах - Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области лимит по европротоколу увеличивается до 400 тыс. рублей, при условии, что договоры ОСАГО оба водителя заключили после 1 октября 2014 года, и при условии предоставления страховщику фото и видеоматериалов с фиксацией местоположения транспортных средств.
Отмечу, что пока оформление ДТП по европротоколу не пользуется большой популярностью в нашей стране - в среднем, по нему оформляется около 9% дорожно-транспортных происшествий. Но могу предположить, что с увеличением лимитов этот способ оформления ДТП станет более востребованным. Так как по данным ГИБДД, 95% аварий, в которых нет пострадавших людей, а ущерб причинен только имуществу, можно было оформить без вызова полиции к месту происшествия.
С 1 октября 2014 года заметно возросли - со 120 до 400 тысяч рублей - лимиты возмещения по имущественному ущербу при ДТП. При этом отменяется общий лимит - если раньше при нескольких потерпевших он составлял 160 тыс. рублей, то теперь независимо от числа потерпевших каждый может получить возмещение в размере до 400 тыс. рублей.
А с 11 октября изменились тарифы по ОСАГО: Банк России утвердил минимальный и максимальный размер базового тарифа, и по сравнению с действовавшими ранее ставками он увеличен с 23,2% (минимальное значение) до 30% (максимальное значение). В рамках тарифного коридора страховщики ОСАГО могут самостоятельно определять стоимость полиса в зависимости от категории транспортного средства и региона. Предполагается, что действуя в рамках тарифного коридора, в регионах с приемлемым уровнем выплат страховщики будут в целом ориентироваться на нижний порог. Верхний порог будет применяться по отношению к убыточным категориям транспортных средств и к убыточным регионам.
На мой взгляд, такое повышение недостаточно для нормального функционирования рынка ОСАГО. Рост тарифов увеличит сборы страховщиков, но нельзя забывать, насколько при этом увеличатся объемы выплат по страховым случаям. Кроме увеличения лимита выплаты по каждому потерпевшему, сокращена с 80 до 50% предельная величина износа деталей, расширен европротокол, введена возможность натурального возмещения... Поэтому о рентабельности речь не идет - эффект от увеличенных сборов будет кратковременным, и очень скоро эффект от увеличенных тарифов неминуемо сойдет на нет.
Также с 1 октября предельное значение износа деталей, учитываемое при расчете размера выплаты по ОСАГО, снижено с 80% до 50%. При этом возмещение можно будет получить не только в виде выплаты, но и в виде ремонта. Надо иметь в виду, что данное новшество действует только в том случае, если договор ОСАГО виновника заключен после 1 октября 2014 года.
17 октября вступили в силу утвержденные ЦБ РФ единая методика определения расходов на ремонт автомобилей и правила проведения независимой экспертизы. Нормативные акты устанавливают порядок возмещения ущерба поврежденного в ДТП автомобиля в рамках ОСАГО.
Принятие этого документа страховое сообщество ждало более 10 лет. Так как около 90% судебных исков к страховщикам возникало по автострахованию, преимущественно по ОСАГО. Большая их часть была вызвана расхождениями в оценках ущерба, причиненного транспортному средству, из-за существования параллельно действующих методик расчёта стоимости восстановительных работ, запасных частей, расходных материалов. Как следствие, разница в оценке по одному и тому же ДТП для транспортного средства могла существенно отличаться. В единой же методике определены правила осмотра кузова, лакокрасочного покрытия, типовые повреждения, формулы расчета стоимости ремонта, износа запчастей, на основании которых будет устанавливаться сумма возмещения, справедливо рассчитанная в соответствии с законом. Также устанавливается обязательный досудебный порядок урегулирования споров между страховой компанией и клиентом, если последнего не удовлетворяет размер выплат или качество ремонта. Перед тем, как обращаться в суд, клиент должен обратиться с претензией в страховую компанию и получить ответ в течение пяти дней. И только после этого клиент может обратиться в судебные органы за защитой своих интересов. Последние два нововведения призваны заметно разгрузить судебные инстанции.
- Подскажите, какие показатели по сборам и т.д. были в Мурманской области в прошлом году, первом полугодии текущего года? Прогнозируются ли какие-то изменения по области в связи с нововведениями?
- По итогам 2013 года сборы по ОСАГО в Мурманской области составили чуть больше 634 млн рублей, выплаты - почти 571 млн рублей. В первом полугодии 2014 года сборы по ОСАГО составили 278 млн рублей (для сравнения, за аналогичный период прошлого года - 320 млн рублей), выплаты - 243 млн рублей (аналогичный период прошлого года - почти 272 млн рублей).
Что касается прогнозов, то рост сборов по ОСАГО будет, прежде всего, связан с ростом тарифов. По прогнозам, по итогам 2014 года рост будет на уровне 7% по сравнению с 2013 годом; в 2015 году - на уровне 18-20%. Однако и выплаты по региону вплотную подойдут к сумме сборов или даже немного превысят ее. Причины основные две:
1. Автовладельцы в подавляющем большинстве предпочитают иномарки, и рост курса евро и доллара автоматически увеличит стоимость запасных частей, а значит и среднюю выплату по имуществу.
2. Значительно увеличена сумма выплаты по «железу», что также сыграет в сторону увеличения средней выплаты.

 

 

Поделиться: