14:3806.11.14

Москва может урезать деньги на 100-летие Мурманска

Москва может урезать деньги на 100-летие Мурманска

В конце октября Минэкономразвития предложило изменить устоявшийся порядок празднования юбилеев, связанных с памятными для региона или города событиями. Территориям хотят запретить получение средств из федерального бюджета на подготовку и проведение подобных мероприятий. Мол, хотите отмечать - пожалуйста, но уже не за счёт федеральной казны. В условиях мощного экономического спада шаг представляется разумным и оправданным. Но так ли это на самом деле?
Пилите, Шура, пилите...
Основоположниками моды на многомиллиардные праздничные транши в начале тучных двухтысячных стали Санкт-Петербург,отметивший 300 лет в 2003 году, и Казань, праздновавшая своё тысячелетие в 2005 м. Увидев столь простой, а главное - надёжный шанс получить деньги, которые порой в разы превышали годовые доходы тощих местных бюджетов, региональные власти вцепились в эту возможность мёртвой хваткой. Впрочем, поначалу центральная власть не скупилась. Так, Калининграду в 2005 г. дали 1,5 млрд. рублей, Астрахани в 2008 м - 11,5 млрд., Смоленску, который праздновал 1150-летие в 2013 г., - 9 млрд. рублей. Поток «юбилейных» средств не останавливало даже то, что практически в каждом городе после затихания торжественных речей начинались прокурорские проверки на предмет нецелевого использования средств - и нарушения находились едва ли не в каждом случае. Например, в том же Смоленске было открыто несколько уголовных дел по поводу хищения выделенных средств. Не обошлось и без вмешательства силовиков в Воронеже, где некие ушлые подрядчики получили деньги за невыполненные работы по ремонту фасадов. Однако скандалы вспыхивали и затихали, а выделение средств тем не менее не прекращалось.
«Выделение средств на юбилеи имело вполне понятный политический и электоральный смысл, - говорит политолог Александр Кынев. - Это не что иное, как очередной рычаг ручного управления регионами. Если посмотреть, кому доставались наиболее солидные «юбилейные» транши, станет понятно, какие регионы имели наибольшее стратегическое значение для центральной власти. Например, Ярославлю дали денег на 1000-летие города не только потому, что он такой хороший, образно говоря. Аккурат в период подготовки к юбилею там шли мощные предвыборные войны, где опасную для власти позицию занимал оппозиционер Евгений Урлашов (который в итоге и выиграл выборы. - Прим. «АН»). Финансовые вливания в решение самых насущных городских проблем под «юбилейным» предлогом были самой лучшей контрагитацией. Потому денег и не жалели».
В экспертном сообществе отношение к запрету на госфинасирование юбилейных мероприятий - однозначно положительное: мол, эту кормушку давно пора прикрыть. И как категорично выразилась Наталья Зубаревич, заместитель директора Независимого института социальной политики, «нужно чётко дать понять: халява кончилась, денег нет».
«Трата денег на пышные гулянья всегда, даже в тучные годы, была ненормальным явлением! - утверждает Н. Зубаревич. - Как правило, основные средства шли на нечто пафосное, к социальной инфраструктуре отношения не имеющее, а деньги получали не те, кому они действительно нужны, а наиболее профессиональные лоббисты. А сейчас, когда регионы в совокупности накопили два триллиона долгов бюджету, а страна, как и прежде, сидит на нефтегазовой игле, праздники и вовсе неуместны!»
Как планирует Минэкономразвития, регионам и городам, чьим круглым датам уже присвоен федеральный статус и уже запланировано или начато выделение средств, перекрывать финансирование не будут (хотя не исключено, что серьёзно урежут). Таких счастливчиков, успевших вскочить в последний вагон «юбилейного поезда», сегодня набралосьпятнадцать. Они отпразднуют свои юбилеи в 2016-2024 годах. Самым почтенным по возрасту «новорождённым» станет Дербент, который в 2018 году отметит 2 тысячи лет со дня основания. Чуть моложе по историческим меркам - Гороховец Владимирской области (850 лет, 2018 г.), за ним следуют Ржев (800 лет, 2016 г.), Калуга (650 лет, 2021 г.) и Киров(650 лет, 2024 год). В 2016 г. 450 лет исполнится Орлу, в 2018 м стукнет 400 летНовокузнецку Кемеровской области, а спустя год столько же - Енисейску Красноярского края. В 2016 м исполнится 350 лет Улан-Удэ, 300 лет - Омску. Наконец, самыми «юными» юбилярами станут Мурманск (2016), Чувашия (2019), Якутия (2022), Карелия и Марий Эл(2020), которые отметят столетие со дня основания.
Без комментариев
«Глава попросил передать, что про юбилей он ничего говорить не будет, - огорошили корреспондента «АН» в администрации Гороховца - города, который готовится праздновать 850-летний юбилей в 2018 году. - Говорит, что его это не касается, потому что юбилей будет только через 4 года, а его полномочия закончатся раньше».
Голыми не останутся
Примечательно, что формальным поводом к закрытию «юбилейной» кормушки в этом году власть объявила вовсе не «попилы» и «откаты». Минэконом в пояснительной записке к проекту соответствующих изменений называет основной причиной тот факт, что деньги, которые щедрой рукой раздавала центральная власть, уходили в основном туда, куда федеральный бюджет, по мнению министерства, и без того исправно направлял средства. Как отметило ведомство, основная доля средств в рамках подготовки и празднования памятных дат субъектов Российской Федерации направляется на реконструкцию, капитальный и (или) текущий ремонт объектов здравоохранения, образования, культуры, на обновление фасадов и благоустройство городских территорий - то есть на социально-экономическое развитие региона. А для него, мол, есть разного рода госпрограммы, по которым тоже приходят средства. А из двух карманов деньги черпать негоже - так что к юбилеям, товарищи дорогие, обновляйтесь на свои кровные.
Тем не менее города, которые готовятся к праздникам, уже сейчас живут по принципу «на казну надейся, а сам не плошай».
«Конечно, мы и без юбилея отремонтировали бы школы и детские сады, - говорит Елена Ямщикова, заместитель главы города Ржева, который отметит 800-летие в 2016 году. - Зданиям по 70-100 лет, и без вложения средств обойтись уже нельзя. Так что деньги бы нашлись - правда, искали бы мы их гораздо дольше и растянули бы процесс реконструкции на несколько лет. А сейчас появилась возможность решить проблему раньше и скорее».
Тем не менее специалисты в целом соглашаются с тем, что стремление центра сэкономить для огромного числа территорий обернётся ударом под дых. Юбилейные даты, как правило, являлись предлогом для получения приличных сумм, которые в числе прочего шли на решение самых насущных проблем - ремонт умирающей коммунальной инфраструктуры, строительство дорог и социальных объектов. Однако эксперты уверены, что деньги на те же самые проекты регионы могут найти самостоятельно - нужно лишь грамотно скорректировать или привести в порядок уже сложившиеся механизмы расходования средств.
«Деньги на празднование юбилеев выдаются регионам в рамках так называемых дотаций на выравнивание, которые призваны сгладить разницу в финансовом положении различных субъектов федерации, - говорит Галина Курляндская, руководитель Центра фискальной политики - научного института, где занимаются вопросами, связанными с региональными финансами. - Это самый непрозрачный способ перечисления средств от центра к регионам. В результате финансирование праздников превратилось в договорной механизм, игру без правил - сколько сможешь выпросить, столько и дадут. Понятно, что шанса выпросить никто и никогда не упускал. Но одновременно возможность получить «сразу и много» превращалась в порочную практику. Власти не желали разбираться с нецелевыми или некорректно большими тратами по тем или иным направлениям и высвобождать деньги там, где делать это не только можно, но и нужно. Например, сейчас никто не обращает внимания на то, что содержание одного ребёнка в детском доме обходится в 74 тысячи рублей в месяц. Если развернуть грамотную работу по устройству детей в семьи и платить этим семьям, скажем, ежемесячно 30 тысяч рублей, финансовый эффект не заставит себя ждать. Но об этом, к сожалению, никто даже не задумывается».

Поделиться: