11:4511.11.14

В Госдуме хотят запретить игрушки из США

В Госдуме хотят запретить игрушки из США

Законодатели предлагают запретить иностранные игрушки влияющие на психическое состояние ребенка. Речь, в первую очередь идет об игрушках серии Monster High (школа монстров). «Гостей из загробного мира» продвигает компания - производитель Барби - Mattel. В арсенале Monster High можно увидеть «гроб Дракулы» - это шкатулка для украшений в виде гроба. Или «директрису без головы Бладгуд» - куклу со съемной головой. Встречаются и различные наборы «Собери монстра» - куклу предлагается собрать из игрушечных костей.
Депутат Госдумы, член комитета по вопросам семьи, женщин и детей Константин Субботин обратился в правительство с просьбой провести психолого-педагогическую экспертизу американских игрушек серии Monster High. После заключения профильных экспертов можно будет рассмотреть возможность запрета их продажи в России.
- В наш комитет массово поступают жалобы родителей на игрушки Monster High, которые попадают к их детям самыми разными способами. Они меняются куклами, дарят их друг другу, зачастую покупают в тайне от родителей. В погоне за подростковой модой они ни о чем не думают. Считаю, что необходимо получить заключение профильных органов, разъяснить ситуацию и максимально предостеречь наших детей от подобных «прикольных» игрушек, - отметил депутат.
Ранее Субботин заявлял «Известиям» о необходимости создания специального госоргана, который занялся бы контролем за производством товаров для детей. И не допускал бы к выпуску негативно влияющую на психику продукцию.
Законодатель также отметил, что запретить на законодательном уровне продажу опасных для психики игрушек крайне сложно, поскольку в каждом конкретном случае нужно юридически доказать, что игрушка наносит реальный вред ребенку. В связи с этим основная ответственность в этом вопросе по-прежнему возлагается на родителей.
- Если есть спрос, появляется и предложение. Раз такие игрушки есть в магазинах, значит, они покупаются. Для меня было чудовищно, но я встречал родителей, проявляющих интерес к оккультным наукам, которые пытались передать свое увлечение и детям. Кто-то любит астрономию, а кто-то - покопаться в загробном мире, - сказал депутат.
Даже Барби за полвека существования пережили огромное количество нападок. Их ругали за модельные параметры, утверждая, что игры с ними доводят девочек до анорексии и булимии. В нашей стране куклу публично обвиняли в навязывании русским детям американских ценностей и пробуждении в них ранней сексуальности.
Но если Барби побуждали некоторых детей к борьбе с «лишним весом», то игрушки Monster High, по мнению родительской общественности, пробуждают в них суицидальные настроения.
О необходимости защитить российских детей от американских героев заявляет и Национальная родительская ассоциация. Родительская общественность всерьез обеспокоена самим фактом присутствия игрушек-монстров на рынке.
Ее представители, понимая иронию, которую пытались донести изготовители, всё же считают, что игра с маленьким гробом и штативом для крепления мертвецов - не лучшие способы для познания сложных вопросов жизни и смерти.
- По результатам всех наших мониторингов большинство родителей выступает не только против игрушек-монстров. Это лишь часть проблемы. Они хотят, чтобы у нас было больше отечественных игрушек и школьных товаров. Ведь сегодня российский рынок заполнен продукцией с образами героев западной мультипликации. И даже покупая школьную тетрадь, родителям зачастую приходится выбирать между Человеком-пауком и Микки-Маусом, - отметила сопредседатель Национальной родительской ассоциации Елена Третьякова.
Напомним, что в конце июля Министерство образования и науки РФ объявило о создании межведомственной рабочей группы по разработке предложений об организации проведения психолого-педагогической экспертизы детских товаров (в рамках реализации государственной Стратегии развития индустрии детских товаров до 2020 года и Нацстратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы).
В Министерстве образования и науки РФ отказались дать какую-либо оценку этой серии игрушек, сославшись на то, что «экспертиза степени влияния учебно-игрового оборудования на развитие личности ребенка на различных возрастных этапах должна проходить с участием экспертного сообщества, которое и даст ему соответствующую оценку».
В Минобрнауки отметили, что в рамках работы межведомственной рабочей группы предполагается подвергать анализу возможность оказания влияния того или иного учебно-игрового оборудования в первую очередь на формирование и развитие социальной активности, познавательной сферы несовершеннолетнего, на освоение им предшествующего культурного опыта.
Однако, как выяснилось, в ближайшие годы проведение такой экспертизы не будет обязательным условием.
- Психолого-педагогическая экспертиза детских товаров - это дополнительная процедура, по отношению к которой выполнение уже соответствующих и закрепленных санитарно-эпидемиологических требований и технических регламентов являются первичными и необходимыми условиями. На данном этапе предполагается, что проведение экспертизы будет носить добровольный характер, - отметили в ведомстве.
Президент ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ) Антонина Цицулина считает, что запретом продажи подобных игрушек проблему не решить.
- Я понимаю озабоченность коллег-психологов, в нашей стране тема смерти предельно табуирована. У нас не принято «проживать» смерть, проигрывать ее с детьми в сюжетно-ролевой игре и даже говорить на эту щекотливую тему. В нашей стране, имеющей страшные цифры по детским суицидам, необходимо глубоко изучить феномен популярности этих игрушек, и, возможно, результаты заставят нас поблагодарить бренд за постановку вопроса. Ведь если познакомиться с историей Monster High поближе, прочитав книгу или посмотрев мультфильм по ее мотивам, мы увидим, что это очень яркий современный рассказ о приключениях, добре, дружбе и других ценностях, о которых должен иметь представление ребенок. При этом следует отметить, что компания Mattel является признанным мировым лидером в производстве детских игрушек. Она имеет серьезные наработки в области экспертизы детских товаров, - говорит президент АИДТ.
Эксперт также отмечает, что сегодня родители могут не только проголосовать за любой бренд, но и услышать, какие проблемы ребенок решает с той или иной любимой игрушкой. Гораздо более актуальный вопрос - необходимость государственной психологической экспертизы в области детских товаров как таковых.
- Сегодня не хватает авторитетного экспертного органа, который бы давал рекомендации психологов по использованию тех или иных игровых методик или игрушек в процессе обучения и воспитания детей. Эти рекомендации нужны именно родителям, а не предприятиям торговли. И мы надеемся совместно с коллегами из Минобрнауки решить эту задачу. А коллеги из Mattel, я уверена, с удовольствием вступят в диалог, - считает Цицулина.

Поделиться: