14:0026.11.14

«В контакте» превзошла по аудитории федеральные телеканалы

«В контакте» превзошла по аудитории федеральные телеканалы

Социальная сеть «В контакте» превосходит все другие интернет-проекты, включая «Яндекс», и все федеральные телеканалы по популярности среди молодой аудитории (12-34 года) Москвы. Такой вывод позволяют сделать сентябрьские данные исследовательской компании «TNS Россия», которая сравнила количество уникальных пользователей российских интернет-ресурсов, посещающих их не реже раза в день с компьютеров и мобильных устройств, и аудиторию федеральных телеканалов в Москве. Из этих данных следует, что в течение сентября 2014 г. на страницы «В контакте» каждый день заходило 2,18 млн человек, на сайты «Яндекса» - 2,108 млн, Google - 1,73 млн, Mail.ru - 1,38 млн. Ежедневная аудитория пяти федеральных телеканалов распределялась так: 1,06 млн человек ежедневно смотрело «Первый канал», 1,06 млн - CTC, 1,25 млн - ТНТ, 0,82 млн - «Россию 1», 0,74 млн - НТВ.
Иными словами, каждый из четырех крупнейших интернет-сервисов превосходит любой из федеральных телеканалов по молодой аудитории.
Благодаря пользователям мобильных устройств «мы видим фантастический рост как самой аудитории, так и времени, которое она проводит в онлайне», говорит первый заместитель гендиректора Mail.ru Group (владеет 100% «В контакте») Дмитрий Сергеев. Особенно выигрывают благодаря мобилизации социальные сети - люди проводят время во «В контакте», даже когда смотрят телевизор. Особенно заметно это, по словам Сергеева, в городах-миллионниках, прежде всего в Москве и Петербурге, но постепенно тенденция охватывает всю страну.
Если учитывать данные о предпочтениях старшей аудитории, ситуация несколько меняется. Так, среди жителей Москвы 12-64 лет самым популярным медиа остается «Яндекс»: на его страницы в сентябре ежедневно заходило 4,3 млн человек. 2-е и 3-е места занимают «Первый канал» (3,9 млн) и «Россия 1» (3,4 млн). За ними следует Google (3,2 млн) и лишь затем «В контакте» (3,12 млн), а далее - НТВ (3,03 млн) и Mail.ru (3,01 млн).
«Яндекс» стал самым популярным медиа в России еще в 2012 г.: тогда он впервые обогнал по ежедневной аудитории «Первый канал». А в 2013 г. «Яндекс» превзошел «Первый канал» и по выручке. «В контакте», заработавшей в прошлом году 3,8 млрд руб., до обоих пока далеко: выручка «Яндекса» за 2013 г. составила 35,7 млрд руб., «Первого канала» - 29,6 млрд руб.
У «Яндекса» никогда не было цели обогнать телевидение и стать самым крупным медиаканалом, это случилось естественным образом - во многом благодаря тому, что интернет-компании сфокусированы на разработке сервисов для решения бытовых, личных и профессиональных задач людей, говорит представитель интернет-компании Ася Мелкумова. Россия, по данным Сomscore, с 2011 г. удерживает 1-е место в Европе по количеству интернет-пользователей, так что наиболее активная в социальном и коммерческом отношении часть населения уже давно в интернете и рекламодатели это прекрасно знают, добавляет она. Но прямой конкуренции с телеканалами у «Яндекса» нет, так как большую часть выручки он зарабатывает на контекстной рекламе, а не на видеороликах, обращает внимание Мелкумова.
По охвату молодой московской аудитории «В контакте» действительно обгоняет все другие крупные интернет-проекты и федеральные телеканалы, говорит директор по интернет-исследованиям TNS Инесса Ишунькина. Сводных данных по всей России, учитывающих мобильную интернет-аудиторию, у нее пока нет. Но в целом по стране ситуация может серьезно отличаться, считает Ишунькина. По ежедневной российской аудитории 12-64 лет (без учета тех, кто входит в сеть с мобильных устройств) на 1-м месте среди всех медиа находится «Яндекс» (28,6 млн), на 2-м - «В контакте» (24,22 млн), на 3-м - Mail.ru (24,21 млн), на 4-м - «Первый канал» (20,3 млн), на 5-м - «Россия 1» (18,5 млн).
Однако надо понимать, что методики измерения аудитории на телевидении и в интернете разные, как и модели продажи рекламы, говорит Ишунькина. Для телевидения наиболее важен показатель времени просмотра, недаром именно рейтинг - основа для продаж телевизионной рекламы. Кроме того, при измерении телепросмотра используется минутное агрегирование: человек учитывается как зритель, только если он провел за просмотром канала не менее 31 секунды, продолжает она, тогда как в интернете пользователь учитывается, даже если совершил на сайте один-единственный клик. Сравнивать телеканалы и интернет-проекты по охвату можно, но с поправкой на разницу в измерениях и в самих измеряемых медиа, резюмирует Ишунькина.
Заместитель гендиректора ВГТРК (телеканалы «Россия 1», «Россия 2», «РТР-Планета» и др.) Дмитрий Медников сказал «Ведомостям», что холдинг не ощущает оттока молодой аудитории из телевизора в интернет. Самый популярный контент в сети - это видео, которое в той или иной степени связано с телевидением, говорит он. А каким образом распространяется телевизионный контент, по его мнению, неважно: интернет - лишь еще один способ доступа к нему. Монетизация контента в интернете хромает, но это дело времени, считает Медников, ведь продажи видеорекламы в сети растут. Интернет-проекты, по его словам, пока не являются для ВГТРК серьезным бизнесом, но, по крайней мере, они самоокупаемы.

Поделиться: