14:1509.12.14

Кого ФНС отправит на каникулы

Кого ФНС отправит на каникулы

Правительство передает Федеральной налоговой службе право предоставлять отсрочку по уплате налогов от года до трех лет. Предоставить «налоговые каникулы» до одного года ФНС сейчас может и сама. В целом мера выглядит либерально, так как предполагается сокращение срока рассмотрения заявки. Но речь идет о механизме, который почти не работает, поскольку налоговая служба заинтересована скорее в увеличении налоговых сборов, но никак не в кредитовании плательщика
По замыслу законодателей, передача полномочий ФНС по принятию решений о налоговой отсрочке «позволит упростить процедуры рассмотрения материалов и принятия соответствующих решений, а также исключить дублирующую функцию по принятию таких решений».
Поэтому комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект, передающий полномочия кабмина по предоставлению отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов на срок от одного года до трех лет ФНС. Сейчас она может принимать такие решения только если речь идет об отсрочке платежа сроком менее года.
Никто не помнит этих льгот
Оснований для получения такой отсрочки семь. Это материальный ущерб от стихийного бедствия, неполучение или несвоевременное получение бюджетных ассигнований или денежных средств из бюджета (в том числе при выполнении госзаказа), трудности с финансами при экспорте товаров и другие.
«В целом новость позитивная, поскольку ФНС последнее время все больше задвигает на второй план карательные функции и все больше старается помочь правильно посчитать налоги, - говорит Марина Зайкова, глава налогового комитета «Деловой России». - Можно сказать, что сейчас это лучшая сервисная служба для бизнеса среди государственных органов».
По словам Зайковой, группа строительных компаний «СПЕЛ», к которой она имеет отношение, не раз обращалась с просьбой о предоставлении отсрочек по уплате налогов, но получала отказ без объяснения причин.
«Хотя у нас казалось бы есть прямые основания - невыполнение госзаказчиком сроков оплаты. Мы на 90 процентов работаем с госзаказом и постоянно получаем плату с большими задержками и нарушением графиков, - говорит Зайкова. - Конечно, отсрочка по уплате налога была бы существенной поддержкой. Но я не встречала тех, кто успешно воспользовался этой мерой в «Деловой России» и вообще».
По данным «Деловой России», куда более эффективен механизм заключения инвестиционных соглашений предпринимателей с органами власти. Как правило, регионы и муниципалитеты предоставляют инвесторам налоговые преференции по тем платежам, которые предназначены для местных бюджетов (налог на имущество, часть налога на прибыль и прочее).
Крупные инвестпроекты почти все пользуются налоговыми льготами, утвержденными правительством. Это, например, обнуление НДПИ для разработки газовых месторождений для «Силы Сибири», льготный режим исчисления от размера прибыли для нефтегазовых проектов северных морей и прочее. Но это особые налоговые режимы, а вовсе не предоставление отсрочки. То есть и на правительственном уровне работу этого либерального механизма трудно отследить.
«Я не припомню, чтобы крупные предприятия ходили за отсрочкой в правительство, - говорит Александр Мурычев, первый исполнительный вице-президент РСПП. - Может это и делают, но не афишируют».
Догонят и еще дадут
«Вообще-то странно, что фискальный орган наделяют такой ответственностью. - продолжает Александр Мурычев. - У них другие функции - собирать, а не раздавать. Такую функцию логично бы закрепить за экономическим блоком органов власти, поскольку здесь надо просчитывать финансовую целесообразность, а инспектор как может это сделать?»
Чтобы вынести решение о предоставлении по сути налоговых каникул, сотрудники ФНС должны установить наличие оснований для предоставления рассрочки (по сути провести проверку) по уплате налогов, провести анализ финансового состояния хозяйствующих субъектов на признаки банкротства и другое. Это большая работа, за которую попросту никто не хочет, а по большому счету и не обязан браться. По мнению юристов, механизм предоставления отсрочки настолько забюрократизирован, что по сути уже отмирает.
«Этот механизм не работает потому, что ни один чиновник не хочет брать на себя ответственность за возможные форс-мажорные обстоятельства с налогоплательщиком, - говорит Александр Захаров, партнер компании Paragon Advice Group. - Я уже давно не работаю в налоговой, но думаю, ничего не изменилось. Так что эта «льгота» - скорее анахронизм ельцинской эпохи, когда не только правительство, но и президент были включены в решение вопроса о предоставлении налоговых каникул крупнейшим компаниям».
Захаров уверен, что сейчас почти каждый, кто попросит отсрочки, скорее обречен на отказ. «Инспекторам надо план по собираемости выполнять. И чаще всего он не выполняется и кому инспектор в таком случае даст отсрочку - это абсурд, - говорит Захаров. - Более того, в случае не выполнения плана инспекторы на крупные и средние предприятия выписывают штрафы порой без оснований. А потом договариваются - вы не оспариваете штраф, мы не предъявляем других претензий».
Налоговый инспектор должен не просто проверить заявителя, но и согласовать его заявку с органами исполнительной власти на местах. А чиновников как регионального, так и муниципального уровня подобные обращения не радуют, поскольку заботятся о пополнении местной казны. Если привлечение инвесторов идет им в зачет, то сохранение отдельно взятый действующих предприятий - нет.
«Если уж Госдума взялась за причесывание этой нормы Налогового кодекса, то лучше сразу прописать более детально механизм предоставления отсрочки, - считает Захаров. - Путь сначала хотя бы исключат возможность для инспектора давать отказ в устной форме».
Среди оснований предоставления отсрочки уплаты налога есть и «угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заявителя в случае единовременной уплаты им налога». А также сезонный характер производства товаров (работ, услуг) или их реализации.
«Закредитованному предприятию точно не дадут отсрочку, поскольку мало ли что может с ним случиться, особенно это касается аграриев, - уверен Дмитрий Шевченко, заместитель председателя правления, начальник юридического департамента «Ланта банка». - В свою очередь ни один банк не даст кредит тому, кто получил налоговую отсрочку, поскольку она часто приравнивается к недоимкам и скверно отражается на оценке кредитоспособности заемщика».
По всему видно, что предпринимателей не впечатляет на первый взгляд либеральное новшество.
«Если бы в законопроект заложили обязанности ФНС по популяризации этой льготы, если бы им поставили в обязанность стимулировать налогоплательщиков ею пользоваться, то может быть нововведение еще имело смысл, - говорит Евгения Яковлева, начальник отдела налогового консультирования компании «Приоритет». - Но это не согласуется с прямой функцией НФС - увеличивать налоговые сборы. А сейчас предприниматели не знают о такой возможности - и всем спокойнее».
Никакие отсрочки бы вообще не понадобились, если бы Минфин повысил финансовую ответственность банков перед бизнесом, - считает президент «Союзлегпрома» Андрей Разбродин.
«Порой тянут с выделением кредита или перечислением платежа, в итоге предприятие не может порой даже вовремя налоги заплатить. Если бы банки несли ответственность за каждый день той отсрочки, что дают сами себе, не понадобились и налоговые каникулы».
Наконец, почти все собеседники отметили, что при массовой невостребованности права на рассрочку она остается инструментом теневой поддержки узкого круга приближенных к местной власти или чиновникам налоговой предприятий.

Поделиться: