10:3423.12.14

«Мечтатели» из правительства Мурманской области уверены, что инфляция в 2015 году будет 5,5%

«Мечтатели» из правительства Мурманской области уверены, что инфляция в 2015 году будет 5,5%

Бюджет Мурманской области на 2015 год депутаты региональной Думы приняли. Правда, за него проголосовали не все законодатели.
Фракция КПРФ в областной Думе не сочла возможным одобрить новый бюджет. Почему?
Председатель комитета по экономической политике и хозяйственной деятельности Мурманской областной Думы Михаил АНТРОПОВ:

- Традиционно перед принятием бюджета Мурманской области рассматривается прогноз развития региона на трехлетний период, так как это два взаимозависимых документа. И противники, и сторонники бюджета на заседании Думы отмечали, что ждали от него чего-то нового, он должен учитывать новую геополитическую, экономическую ситуацию. Но выводы все сделали совершенно разные. Одни проголосовали за этот бюджет, а наша фракция его не поддержала.
Мы, коммунисты, очень рассчитывали, что в прогнозе и новом бюджете Мурманской области элементы стратегического планирования, принятого на уровне федерального центра, будут учтены. Но этого не произошло.
Возьмем только два принципа стратегического планирования: реалистичность и достоверность. О какой реалистичности бюджета и прогноза развития можно говорить, если в качестве исходных данных в них взяты такие: инфляция в этом году - 7 %, в следующем - 5,5 %? Предполагается, что в середине следующего года неожиданно закончатся все санкции, и мы опять будем обниматься с Европейским Союзом, начнем восстанавливать разрушенное. Откуда такие предположения? Очевидно, федеральный центр такое предлагает, а наши чиновники берут это за основу.
То же самое наблюдается и относительно цены на нефть. В бюджете обозначено 97 долларов за баррель, хотя мы видим, какие процессы сегодня происходят. Цена барреля нефти уже упала ниже 62 долларов. Курс доллара к рублю резко вырос и превысил 60 рублей, а у нас в бюджете он рассчитан исходя из 36 рублей.
Такие исходные данные говорят о призрачности регионального бюджета на 2015 год. Тем более что впервые в этом году федеральный центр поставил задачу резко уменьшить госдолг до уровня, не превышающего 50 процентов собственных доходов, и обозначил это критерием получения бюджетных кредитов из Москвы. Между прочим, в середине 2014 года нам и так кредиты урезали на 3,5 миллиарда. Чтобы получить в 2015 году деньги из федерального бюджета, областное правительство порядка полутора миллиардов рублей расходов не включило в бюджет. Не могу понять, как такие огромные бюджетные расходы, включающие компенсацию расходов на оплату разницы в тарифах на электроэнергию, газ, воду за пять месяцев, не учли в бюджете. Он ведь нереальный!
Областное правительство рассчитывает: федералы выделят нам деньги из нераспределенных доходов федерального бюджета. Но когда и сколько - это ведь большой вопрос! А к чему все это приведет? К принципиально иным оценкам экономической ситуации в регионе.
Приведу два примера. Планируется, что средняя заработная плата в 2015 году увеличится на 5,8 %. Если взять инфляцию, которая предполагается в следующем году в пределах 5,5 %, то вроде бы заработная плата в экономике области должна вырасти. Но Минэк России уже сейчас утверждает, что в 2015 года инфляция достигнет 7,5 %. Так что мы должны честно сказать людям: скорее всего, у большинства их реальные доходы упадут.
Это касается и уровня социальной защищенности. Здесь вообще ситуация парадоксальная: в прошлом году социальные выплаты увеличили на 4 % с учетом инфляции, в 2014-м их просто «заморозили». Получается, что за два года реально меры соцподдержки по всем позициям «обесценились» не менее чем на 10-15%. Мы, коммунисты, говорили об этом, пытаясь внести поправки в бюджет-2014.
Одна из них касается увеличения заработной платы бюджетников не на 5,5 %, а на более реальную инфляцию -7,5 %. Также мы предложили проиндексировать меры социальной поддержки на тот же уровень инфляции. И настаивали на возвращении в систему общего специального образования 51 миллиона, на которые сокращалось в 2015 году финансирование этой отрасли по сравнению с текущим годом.
К сожалению, большинство депутатов Думы все наши предложения отправило в корзину, правда, включив их в пожелания правительству на будущий год - как в рекламе: «А вдруг!..». Но мы - реалисты и понимаем: при такой политике либералов правительства Медведева вдруг только резко растут цены на продукты питания, бензин, да число обещаний и прожектов.
Поэтому, когда говорят, что в бюджете Мурманской области сохраняются все меры социальной поддержки, - это правда, но только на половину. А на ту половину, на которую рассчитывают нуждающиеся слои населения области, - вранье.
Кстати, по итогам полугодия 2014 года наш бюджет признан одним из худших в стране с точки зрения влияния на инвестиционную активность в регионе. А бюджет 2015-го вообще прекращает всякое «шевеление» в плане инвестиционной активности. Поскольку не планируется финансировать какие-либо не начатые инвестиционные проекты. На 407 миллионов рублей будут сокращены бюджетные затраты на капстроительство по сравнению с 2014 годом, в их числе - разрекламированная правящей «Единой Россией» программа строительства спортивных объектов. Например, «выброшены» из программ лыжные стадионы в Апатитах и Кировске, в проектно-сметную документацию которых муниципалитеты уже вложили миллионы рублей. Пожалуй, будут реализованы только программы строительства ФАПов (фельдшерско-акушерский пункт. - Авт.) в отдаленных поселениях Кольского и Терского районов.
В 2015 году уменьшается финансирование образования - на 187 миллионов рублей, культуры - на 56 миллионов, физкультуры и спорта - на 126 миллионов. Увеличивается дефицит бюджета. Огромными темпами по сравнению с 2014 годом вырастет государственный долг: на 20 % - в 2015 году, на 50 % - в 2016-м, в два раза - в 2017 году. Бюджет-2015 не показывает, как выполнять задачу сокращения государственного долга. Замораживается заработная плата государственных служащих. Поэтому мы, коммунисты, не посчитали возможным проголосовать за бюджет, предложенный правительством области.
Наша фракция убеждена, что в бюджете есть резервы. Так, у нас большое количество налоговых льгот - на 1 миллиард 200 миллионов рублей. С нашей точки зрения, стоит внимательно посмотреть, есть ли возможности для их сокращения.
При обсуждении проекта бюджета мы наконец-то услышали: будет свернуты проекты строительства котельных в Мончегорске, куда вложено 700 миллионов из бюджета... Мы считаем, надо добиться, чтобы деньги были возвращены в областной бюджет. Их можно будет использовать для уменьшения госдолга региона.
Надо активнее заниматься вопросом погашения задолженности по налогам. В прогнозе она составляет большую сумму - 1,4 миллиарда рублей. Это тоже источник сокращения дефицита бюджета. При том можно ставить вопросы увеличения реальной заработной платы, социальных выплат на реальные величины инфляции, сохранения уровня социальной защищенности населения.
Судя по ухудшающейся экономической ситуации, бюджет-2015 будет жить до ближайшего уточнения. Идут сигналы из Москвы о подготовке секвестра бюджета, что потребует пересмотра всех его статей, нужна будет иная концепция его формирования. Затягивать пояса придется не только малоимущим, но и чиновникам.
Беседовала Светлана Керонен.

Поделиться: