12:0014.01.15

Шойгу спасает Ил-96

Шойгу спасает Ил-96

В начале года Минобороны объявило о закупке двух самолетов-заправщиков на базе транспортного самолета Ил-96-400Т - модификации последнего советского широкофюзеляжного самолета Ил-96-300, совершившего первый полет в 1988 году. Из-за экономических проблем он так и не завоевал коммерческий рынок, однако может быть востребован в качестве платформы для специальных грузов. Такое решение позволит России сохранить производство больших самолетов.
Минобороны планирует полностью заменить парк летающих танкеров, которые заправляют в воздухе патрульные самолеты-перехватчики и дальние стратегические ракетоносцы. Вместо устаревших и вырабатывающих ресурс советских Ил-78, построенных на базе одного из самых успешных военно-транспортных самолетов в мире - Ил-76, планируется закупить тяжелые транспортные Ил-96-400, переоборудованные в топливозаправщики.
Всего военным требуется более 30 машин, которые в течение ближайших десяти лет должны заменить старые Ил-78.
Контракт на первые два самолета этой конфигурации был подписан между Минобороны и Объединенной авиастроительной корпорацией, в которую интегрированы предприятия, производящие Ил-96, в конце 2013 года.
В штабе ВВС «Газете.Ru» сообщили, что, прежде чем заказать остальные машины, военным нужно убедиться в эффективности первых двух. «Ил-96 будет эксплуатироваться нами впервые, поэтому нужно всесторонне изучить этот самолет, особенности его эксплуатации, поведение в воздухе, что особенно важно для заправки, и только после этого принимать решение. По предварительным оценкам, машина очень надежная, проблем быть не должно», - пояснил представитель ВВС.
Он рассказал, что ранее старые Ил-78 планировали заменить новыми топливозаправщиками Ил-78М-90 на базе Ил-76МД-90А, производство которого налажено на ульяновском авиационном заводе «Авиастар». Однако позднее было принято решение из-за большой загрузки ульяновского завода сосредоточить его на выпуске военно-транспортных Ил-76МД-90А, которые заменят выбывающие из строя десантные Ил-76 еще советской постройки, а также будут использоваться в качестве платформы для самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-100. В качестве же платформы для заправщиков в итоге было решено использовать Ил-96 производства воронежского авиазавода ВАСО.
Ил-96 имеет печальную судьбу: он должен был стать флагманом советского авиастроения, заменив первый и единственный советский «аэробус» Ил-86, но после распада Союза оказался не у дел.
Его первый полет состоялся в 1988 году, а сертификат летной годности он получил лишь в 1993-м, когда авиационная отрасль в России пребывала в упадке. За 25 лет было построено всего 28 таких машин, которые оказались не востребованы в коммерческих авиакомпаниях: двухдвигательные Boeing и Airbus в условиях пассажирских перевозок на дальние дистанции расходуют меньше топлива, чем четырехмоторные Ил-96-300, и обходятся экипажем из двух человек вместо трех у «Ила».
Единственным потребителем больших «Илов» остается правительственный авиаотряд: на базе Ил-96 выпускают президентские самолеты и машины для перевозки крупных чиновников и сопровождающих их лиц. Сейчас на балансе специального летного отряда (СЛО) управделами президента находятся восемь Ил-96-300, еще две такие машины строятся.
Чтобы спасти последний российский широкофюзеляжный самолет, компания «Ильюшин» разработала удлиненный вариант Ил-96-400, а чуть позже его грузовую версию Ил-96-400Т в расчете на то, что для грузовых перевозок характеристики «Ила» окажутся востребованы. Однако эти надежды пока не оправдались.
Для создания первых двух закупленных Минобороны топливозаправщиков Ил-96-400ТЗ будут использованы недостроенные корпуса, пояснили «Газете.Ru» в ВАСО. «У нас есть задел из нескольких корпусов, два из них мы достроим для Минобороны. Остальные заказаны СЛО», - пояснил представитель ВАСО.
По его словам, для возобновления серийного производства Ил-96 потребуется около трех лет, которые уйдут на заказ комплектующих и расширение производственной базы.
«У нас сейчас предприятие загружено. Мы занимается проектом Ан-148, сейчас обсуждается строительство Ил-112, идут работы по компонентам для Ил-76МД-90А, которые мы поставляем в Ульяновск. Поэтому свободных рук нет. Придется нанимать и обучать людей, расширять производственную базу. Это все время», - пояснил представитель ВАСО.
При этом он подчеркнул, что массовый заказ топливозаправщиков на базе Ил-96 позволит предприятию сохранить компетенцию по производству широкофюзеляжных самолетов, которая может пригодиться в будущем.
«У производства больших самолетов есть своя специфика, которую очень сложно будет освоить в будущем, если мы ее утратим сейчас. А планы по созданию в России больших самолетов есть, это периодически обсуждается. К тому же у Ил-96 большой модернизационный потенциал. Если производство будет массовым, а значит, стоимость каждой машины удастся снизить, этот самолет можно будет ремоторизировать на более экономичные двигатели, в том числе сделать его двухдвигательным, как западные аналоги. Кроме того, можно будет полностью поменять бортовое оборудование, систему управления и навигации и так далее. Сам планер у Ил-96 очень надежный и может быть востребован много лет», - пояснил представитель ВАСО.
Глава авиационного агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев пояснил «Газете.Ru», что от успехов Ил-96 у военных во многом зависит судьба не только самолета, но и ВАСО.
«Такому крупному предприятию одной программы Ан-148 с ее довольно туманными перспективами и Ил-112 явно не хватит. Наличие в «продуктовой линейке» одного большого, пусть и штучного, и серийного маленького позволит оптимизировать загрузку предприятия и сохранит компетенцию по производству широкофюзеляжных самолетов», - пояснил Пантелеев.
Он добавил, что в качестве платформы для перевозки топлива Ил-96 намного удачнее, чем Ил-78М-90, но имеет ряд особенностей из-за своего пассажирского прошлого. «У него больше грузоподъемность, больше дальность полета. То есть он сможет заправить больше самолетов на большем удалении от аэродрома базирования. Но для посадки ему требуется хорошо подготовленный аэродром, на грунт он уже не сядет. Хотя, конечно, топливозаправщики и не должны базироваться на грунтовых аэродромах», - отметил Пантелеев.
Главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин не исключил, что от закупки новой модификации Ил-78М-90 военные совсем отказываться не будут.
«Одно другого не отменяет, потому что самолеты все-таки разного предназначения. У них разные возможности. Понятно, что 96-й может отдавать больше топлива на более дальних рубежах, но тем не менее у 78-го есть преимущество по возможности базирования на таких аэродромах, на которых 96-й просто не сможет приземлиться.
Ил-96 создавался в первую очередь как самолет гражданской авиации для базирования на высококлассных аэродромах - с большой длиной полосы и твердым покрытием. Ил-76 может садиться и на неподготовленные аэродромы. Возможно, что-то с этим могут сделать в будущем», - пояснил Фомин «Газете.Ru». Он добавил, что еще одним преимуществом Ил-78М-90 может стать схожесть по аэродинамике с имеющимися в войсках старыми Ил-78.
Грузоподъемность Ил-96-400Т оценивается в 92 тонны. При этом в качестве топливозаправщика он сможет доставить на расстояние свыше 3,5 тыс. км от аэродрома более 65 тонн топлива.
У Ил-78М-90 более скромные характеристики: на 1 тыс. км от аэродрома он сможет отвезти 74 тонны топлива, на 2 тыс. км - 56 тонн, на 3 тыс. км - всего 40 тонн. У обоих самолетов, которые сейчас существуют только в проектах, для перевозки топлива предусмотрены съемные баки, которые должны встраиваться в грузовой отсек и объединяться с топливной системой самого самолета. При необходимости эти цистерны демонтируют, а танкер превращается в обычный военно-транспортный самолет.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

23:14Кто такие «самозанятые граждане» определились в Минюсте

21:21Отдел приставов Кольского района переехал в город Кола

20:51Через 5 лет ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным

20:05Житель ЗАТО Александровска освобожден от штрафа в 200 тысяч по амнистии

19:24Эксперты обозначили регионы-лидеры по продаже авто

19:22Курс евро снизился на 30 копеек

19:01В Москве массово задерживаются авиарейсы

18:35Житель Ковдора обокрал квартиру пенсионера

17:44В Североморске торжественно открыли памятник «Ботик Петра Первого»

17:227 тысяч алиментщиков лишатся жилья из-за долгов

17:20Пострадавшая при теракте в СПб мурманчанка осваивает костыли и кресло

17:11Перед поездкой в Черногорию – подумайте дважды

16:45Экопроект ЕвроХима «Новое производство – Чистые реки» признан лучшим

16:35В Кандалакше побит почти вековой температурный рекорд

16:28После продажи Mediascope государству ее цены взлетели в 2,5 раза

16:27Мурманчанин напал около дома на 77-летнюю пенсионерку и украл сумку

16:11Северянину на мопеде за взятку в 500 рублей дали полгода исправительных работ

15:47Мурманчане получили 5-летний срок за покупку наркотиков через мессенджер

15:30В мурманские колонии к осуждённым на свидания приходили с телефонами и вином

15:27Центробанк заведет должников в единый реестр

15:14Ансамбль песни и пляски Северного флота завоевал Гран-при во Всеармейском конкурсе

14:58Появились подробности массового ДТП в Мурманске с легковушками и КамАЗом

14:40В Мурманске открыли мемориальную доску в память капитана Михаила Каска

14:26Пропавшая 15-летняя мурманчанка автостопом вернулась домой из СПб

Все новости