11:3016.01.15

Нижегородские конструкторы разработали проект судна для изучения рыбных ресурсов Антарктики

Нижегородские конструкторы разработали проект судна для изучения рыбных ресурсов Антарктики

Об этом корреспонденту "ГорькийТВ" рассказали в нижегородском конструкторском бюро по проектированию судов "Вымпел".
"Это судно для научно-исследовательских институтов рыбной промышленности, которые занимаются мониторингом окружающей среды и считают квоты добычи рыбы, - рассказал главный конструктор проектов Владимир Волков. - Все организации, которые занимаются добычей рыбы получают определенные квоты на лов. Научно-исследовательские суда оценивают запасы рыбы, чтобы посчитать объемы вылова рыбы в будущем. В общем, это судно для изучения рыбных ресурсов России и мирового океана".
Несколько лет назад строительство прототипа обошлось бы в 2,7 миллиардов рублей. В текущих экономических условиях его стоимость увеличилась в несколько раз.
На судне предусмотрены такие научно-исследовательские помещения как операционный центр, ихтиологический и океанологический блоки, лаборатория подводных видеосистем, гидробиологическая и гидрохимическая лаборатории.
Из-за большого количества исследовательского оборудования стоимость строительства судна составляет несколько миллиардов рублей. Впрочем, дальше проекта дело пока не зашло. Судно был разработано по заказу федеральных властей, но, несмотря на положительные отзывы ученых и профильной комиссии, так и не было построено.
"Официальная комиссия Минпромторга заявила, что проект хороший, судно надо строить на судостроительных заводах России, - рассказал Волков. - Но четыре года прошло, а воз и ныне там. Но дальнейшая судьба проектирования и строительства от "Вымпела" не зависит. Она зависит от государства. Частные компании такого позволить себе не могут - такие суда всего существуют с поддержкой властей. Всё-таки они занимаются наукой, а она денег не приносит".
Судно действительно стоит крайне дорого - из-за большого количества оборудования для научно-исследовательских целей. Несколько лет назад строительство прототипа обошлось бы в 2,7 миллиардов рублей. В текущих экономических условиях его стоимость увеличилась в несколько раз.
Впрочем, разработчики уверяют, что оно того стоит. Дело в том, что все корабли, которые выполняют такие исследования, физически устареют в 2016 году и просто не смогут выполнять необходимую работу. Специалисты опасаются, что от многих исследований и расчетов квот рыбодобычи России придется отказаться.
"Организации, которые занимаются изучением рыбных ресурсов, выкручиваются так: покупают старые корабли и донасыщают их каким-то оборудованием, - говорит Волков. - Но это неправильно. Вся Европа (и впереди всех Норвегия) конкретно строят научно-исследовательские суда, понимая, что это продвижение рыбодобывающей промышленности. Ученые уже говорят, что брать старые корабли для научных целей. В итоге это просто приведёт к отставанию страны в рыбной промышленности - нас обгонят Норвегия, Китай. Если еще в 2011 году говорили, что в 2016 году кораблей уже не будет, то в 2016 год - это завтра, а ничего не построено за этот период. Отсутствие нормальных научно-исследовательских судов - это крах. Но проект так и лежит на полках".
По словам заместителя генерального директора бюро по маркетингу Рустама Бегишева, научно-исследовательское судно для разведки рыбных ресурсов - не единственный проект по освоению арктической зоны, выполненный компанией.
"Все дизель-электрические ледоколы, которые сейчас строятся в стране, строятся по нашим проектам и с нашим участием, - подчеркнул он. - Мы занимаемся также судами ледового класса и средствами для освоения континентального шельфа. Заказанные государством проекты ряда арктических судов различного назначения уже готовы, но строительство пока не идет".
По его словам, проекты судов, связанные с освоением шельфа, нефтедобычей и нефтеразведкой имеют гораздо больше шансов на реализацию: "Сейчас развивается порт Сабетта на Севере и там очень большая нефте- и газодобыча, большие объемы транспортировки. Это перспективно и подкреплено деньгами. Рыбацкое же дело пока деньгами не очень подкреплено. Но если возникнет необходимость, то большая часть дороги уже пройдена - проект готов, начинайте строить".
Ранее сообщалось, работа по запуску серийного производства экранопланов начата в Нижнем Новгороде. Компанией-оператором проекта является нижегородская RDC Aqualines. В течение 2015 года её специалисты соберут прототип экраноплана, то есть грузопассажирского гидросамолета, способного передвигаться над водной или иной поверхностью, без постоянного контакта с ней, поднимаясь на высоту до пяти метров.

Поделиться: