12:4526.01.15

Восток бурили на последние рубли

Реликтовое антарктическое озеро Восток снова потревожил российский бур. Но теперь российские полярники опасаются не только за сохранность уникального озера, но и за собственную станцию.
Российские полярники пробурили скважину до уникального подледного озера, находящегося под станцией «Восток» в Антарктиде. Правда, сделали они это уже во второй раз - впервые пробиться к реликтовым водам они смогли еще три года назад.
Однако из-за технических проблем скважину пришлось законсервировать.
О завершении бурения накануне вечером сообщил министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, назвав это «событием мирового масштаба, имеющим огромную научную ценность и значимость».
Озеро Восток было обнаружено при помощи геофизических методов еще в 1987 году, бурить его начали в 1989 году. Озеро находится под четырехкилометровым слоем льда, а размеры его составляют 250 на 50 м. Главная цель - проникнув в воды озера, попытаться изучить состав воды, которая, по предположению ученых, не имела контактов с атмосферой около 0,5 млн лет, и найти в ней неизвестные микроорганизмы. Для проникновения на рекордную глубину российские полярники выбрали метод кернового бурения, когда столбики льда последовательно вынимают один за другим. Кроме того, исследуя керны льда на разных глубинах, ученые могут анализировать условия климата, следы извержений вулканов и состав атмосферы на период образования отдельных слоев тысячи и сотни тысяч лет назад.
Эта технология, подразумевающая заливку керосино-фреоновой смеси в месте контакта бура и льда, была опробована ранее на леднике в Гренландии.
Гидроразрыв, из-за которого эта смесь стала проникать в боковые стенки скважины, не позволил поддерживать ее после первого бурения три года назад. Последние несколько сотен метров скважины замерзли, и поэтому новую скважину пришлось бурить снова, идя параллельно старой.
При новом проникновении, по словам ученых, в озеро не попало ни капли технической жидкости.
«Новое проникновение в озеро будет отличаться от первого еще тем, что мы с точностью до метра знаем местонахождение границы лед - вода. Она лежит на глубине 3769 м от поверхности ледника. В 2012 году мы шли вслепую, так как сейсмические и радиолокационные методы, с помощью которых была определена граница льда и воды, дают информацию с погрешностью 1%», - рассказывал ТАСС начальник Российской антарктической экспедиции (РАЭ) Валерий Лукин.
По его словам, в этом сезоне целью является вскрыть озеро и снова законсервировать скважину ледяной пробкой до следующего сезона. Детальное изучение озера должно начаться в 2016 году.
Год назад, отвечая на вопрос журналиста «Газеты.Ru», Валерий Лукин пообещал, что первые научные результаты в виде опубликованных статей появятся в ближайшее время.
Однако до настоящего времени ни об одной такой публикации официально не сообщалось.
Что касается поиска микроорганизмов в уже собранных пробах, то, как ранее рассказал «Газете.Ru» Сергей Булат, руководитель лаборатории молекулярной и радиационной биофизики Петербургского института ядерной физики (ПИЯФ), были обнаружены ДНК двух микроорганизмов - одного неизвестного и известного до уровня семейства. Но ученые осторожно относятся к этим результатам, опасаясь, что в пробы могли попасть микробы из буровой жидкости.
Между тем сложившаяся экономическая ситуация и курс доллара ставят под угрозу не только выполнение запланированных работ, но и само существование российской станции. По словам сотрудника Арктического и антарктического научно-исследовательского института Алексея Екайкина, в 2013 году завершилась федеральная программа «Антарктика», взамен которой ничего не было предложено.
«Так что с 2014 года мы занимаемся наукой фактически за свой счет, без целевого государственного финансирования. Хорошо еще у РАЭ деньги на экспедицию остались», - написал полярник в своем блоге.
По последним данным, Российской антарктической экспедиции пришлось сократить расходы, так как ее бюджет планировался в рублях, а многие траты на станции, самая дорогая из которых - «Восток», происходят в валюте. Пока речь идет не о полном закрытии станции, а о сворачивании сезонных работ.
«...То какие-то дурачки депутаты пропали, то какие-то туристы под флагом РГО, а то Путин устраивает телемост с другой группой туристов... Представьте теперь, какими глазами я смотрю все эти смешные новости по ТВ про Антарктиду», - пишет ученый, находящийся на станции.

21:07Против жителя Мурмашей возбудили дело за оскорбление полицейского