15:0029.01.15

Сахарная колея

Сахарная колея

В начале очередной зимы представители ГИБДД и Росавтодора выступили с антикризисной мерой - не чистить дороги. Оказывается, пескосоляные смеси и ножи грейдеров портят дорожное полотно. Авторы законопроекта предлагают сэкономить значительные средства на обслуживании дорог, просто утрамбовывая снег. И кивают на опыт Скандинавских стран.
Например, шведы укатывают снег большими машинами, похожими на катки-асфальтоукладчики, только более подвижными и лёгкими, а затем ровным слоем заливают наледь кипятком и гравием. Плюс в том, что дорога остаётся гладкой, а вмёрзший в подтопленный снег гравий улучшает сцепление. Проблемы возникают только по весне, когда всё это начинает активно таять. Но и здесь шведы проявляют технологическую заботу: весь сезон таяния поливают дороги антифризом, который не даёт снегу покрыться коркой морозной ночью и ускоряет его таяние днём. Чуть ли не на каждом светофоре здесь установлены датчики, которые постоянно следят за температурным режимом, а по их показаниям в автоматическом режиме готовится антифризовая смесь.
В России уже провели эксперимент по содержанию дороги по-европейски. Речь идёт об участке в Мурманской области до границы с Норвегией. Результаты пробы ещё анализируются, но, не дожидаясь выводов, Росавтодор планирует крупный эксперимент на 30 участках автомобильных дорог в 16 субъектах РФ. Кто-то уже решил, что именно такой принцип их содержания наиболее оптимален в наших условиях.
Однако для широкого круга россиян осталось загадкой, будут ли наши дорожники, как шведы, применять какие-то дополнительные меры. А это и есть самое главное. Известно, что поливание городских дорог реагентами - многомиллиардный бизнес. А антифриз и датчики на каждом светофоре - не формируют ли себе дорожники новую кормушку? И кто будет утрамбовывать снег? В 16 субъектов закупят импортную технику? А потом пару лет станут учить рабочих ею пользоваться, пока мы накатываем колеи собственным автотранспортом?
По словам чиновников из Росавтодора, планируется, что специальные автогрейдеры регулярно будут выравнивать снежный покров и нарезать на нём бороздки для лучшего сцепления. Также чиновники отмечают, что перед началом эксперимента залатают все ямы и трещины (!), а после дорожные рабочие будут постоянно патрулировать трассы на наличие колейности и обледенений и разбрасывать где надо песок и щебень. Если это не новогодняя шутка, то тогда нужно закупать шведских рабочих и управленцев вместе с грейдерами.
Но, похоже, дорожные чинуши затеваются всерьёз. В Росавтодоре подсчитали, что для начала формирования уплотнённого снежного слоя необходимо длительное или интенсивное выпадение осадков (более 6 мм/час), а также определённая влажность воздуха - от 65 до 85%. Как будут действовать дорожные службы в случаях, когда погодные условия не будут достигать указанной нормы? Ждать, пока дороги достаточно завалит? А если завалит сразу везде, по традиции начнут разводить руками и вызывать МЧС? И что мешает залатать все дыры и трещины без всяких экспериментов?
Сколько стоит загадочный грейдер, остаётся тайной. Но до падения рубля средняя цена единицы снегоуборочной техники составляла 2-3 млн. рублей. За смену такой грейдер может обработать около 50 км полотна. В Тверской области, например, протяжённость дорог - 15,5 тыс. км. Это ж сколько грейдеров потребуется? И в чём тут экономия? Или чистить собираются только те дороги, по которым ездят сами чиновники?
Никто из них не обмолвился, во что до сих пор обходился неубранный снег нашим здоровью и имуществу. В первый снежный день в Ленобласти в 2014 г., пришедшийся на 19 октября, на скользких дорогах успело произойти 36 аварий с пострадавшими: погибли двое, а травмы получили 48 человек. И это в условиях, когда снег быстро таял при плюсовой температуре и не долежал на дорогах и до полудня. А 16 октября в заснеженном Ярославле произошло более 80 аварий. В МВД признали: причиной большинства из них стал неубранный вовремя снег. В связи с этим уже сегодня автолюбителям следует не только обуваться в зимнюю резину, но и осваивать новые навыки вождения, которые позволят выжить этой зимой: учиться сворачивать из колеи, видеть дорожную разметку сквозь снежный покров и входить в поворот на снежной корке.
- Если провели эксперимент, то почему бы не дождаться результатов? - говорит координатор общественного проекта «Движение» Андрей Орёл. - «Не убирать» - звучит очень странно. Давайте не будем убирать снег, не будем включать светофоры, мы же можем разъехаться на перекрёстках.
Насчёт светофоров - их законотворческая мысль пока обошла. Зато Минтранс недавно придумал ещё одну форму экономии - предложил сузить региональные дороги до 4,5 м в ширину. Это якобы должно ускорить темпы их строительства. Кроме того, для удешевления проектов строительства дорог с низкой интенсивностью движения предлагается уменьшить толщину покрытия и использовать в качестве материалов производственные отходы. А ещё один эксперимент проведут этой зимой на Урале: там воспользуются белорусским ноу-хау и будут посыпать дороги сахаром вместо соли. Аргументы Недели

Поделиться: