14:4505.02.15

«Всё это делалось не для сочинцев»

«Всё это делалось не для сочинцев»

Дублер Курортного проспекта и Красная Поляна - вот, за что сочинцы действительно благодарны Играм. Но дорожные развязки нужны были курорту и без олимпийского огня. Спустя год большинство олимпийских объектов повисли мертвым грузом на бюджете региона. Главный редактор одного из самых популярных независимых порталов олимпийской столицы «БлогСочи» Александр Валов рассказал «Газете.Ru», как складывается жизнь в пост-олимпийском Сочи.
Если вы сторонник или противник Олимпиады, то в Сочи каждый найдет подтверждение своей позиции. Те, кто хвалит прошлогодние Игры, увидят аккуратные домики переселенцев, чистые улицы, ровные дороги и, словно съехавших с улиц европейских городков, велосипедистов.
Улицы потому-то и чисты, что в прибрежном кластере никого нет, ответят противники Олимпиады, зато люди пять лет жили под круглосуточное уханье стройки. Да и сегодня вокруг главных стадионов можно найти остатки строительного мусора, дороги в колеях от колес. Главное, кому нужно это световое и музыкальное великолепие, если на набережной и возле олимпийского факела пусто? Им возражают снимками с Красной Поляны, которая сегодня выглядит сказочной - и даже после новогодних каникул там оживленно, автобусы забиты туристами с лыжами и сноубордами.
Любой пользующийся интернетом сочинец хотя бы раз заходил на сайт «БлогСочи» и слышал об Александре Валове. 30-летний фотограф, переехавший на курорт из Иркутской области, создал самую рейтинговую площадку местных блогов, которую ежедневно посещает от 10 тыс. человек. Этот небольшой ресурс стал одним из немногих в Сочи, из которого можно более-менее объективно сформировать впечатления о курортном городе.
- Александр, начнем с главного - что дала горожанам Олимпиада?
- В Сочи построено огромное количество дорог, развязок. Дублер Курортного проспекта, который я назвал бы главным наследием Игр, разгрузил центр города. Да так, что Адлер нам завидует. Только на новую канализацию потрачено 500 млн рублей.
Безусловно, новые дороги и развязки, по тем же улицам Виноградной и Донской, - огромный плюс. Но тут возникает другой вопрос: большинство из них построили совершенно нелогично, неудобно для пешеходов. Чтобы пересечь проезжую часть, часто нужно сделать огромный, в несколько километров, крюк. Мостов или подземных переходов нет. Таких примеров десятки - чтобы попасть с остановки «Стадион» до дома, который расположен в 50 метрах, но с другой стороны дороги, нужно обходить за несколько кварталов.
Там, где есть подземные переходы, не работают подъемники и лифты. Их, несколько десятков штук, установили в рамках создания безбарьерной среды.
Как только завершилась Паралимпиада, с тех пор не видел ни одного работающего подъемника или лифта. А ведь речь идет не только об инвалидах, но и мамочках с колясками, просто уставших и пожилых людях.
- Столкнулся с этим лично. Олимпийский вокзал в Адлере. Лифт для подъема с платформы в здание украшает табличка «Лифт по техническим причинам не работает». Был там с разницей в несколько недель - табличка не меняется.
- К сожалению, все это делалось не для местных жителей, сочинцев, а исключительно для того, чтобы пустить пыль в глаза. На мой взгляд, основная задача Олимпиады - пустить пыль в глаза западному миру, показать, что мы это сможем. Если бы строительство инфраструктуры велось с оглядкой на тех, кто будет ею пользоваться после Игр, такие проблемы не возникли бы.
- Хорошо. Олимпиада дала Сочи дороги. Что еще вы бы отнесли к наследию, качественно изменившему жизнь горожан?
- До неузнаваемости изменилась Красная Поляна. Раньше это была, по сути, небольшая деревня, ни о каком курорте международного класса и речи не могло идти. Там вырос новый курорт.
Вернусь к главному наследию Игр - дорогам. Когда в разговоре со многими сочинцами пытаются критиковать Олимпиаду, они возмущаются: как можно? Она дала нам инфраструктуру. С этим аргументом лично я не согласен. Если бы Игр не было, всероссийский курорт не нужно развивать? Привязывать все исключительно к Олимпиаде неправильно. Тот же Дублер Курортного проспекта по документам является олимпийским объектом, фактически же к стадионам и трассам, олимпийским кластерам, отношения не имеет. Строить новые дороги нужно было в принципе, без привязки к спортивным событиями.
А так действительно большая часть, по моей оценке 70-80% расходов из выделенных на Олимпиаду 50 млрд рублей, ушла на неолимпийские объекты, а в основном на развитие инфраструктуры.
- Но остались и объекты исключительно олимпийские - медиацентр, стадионы. Что сочинцы получают от них уже после Игр?
- К сожалению, это «белые слоны» (английское выражение, означающее нечто чрезвычайно дорогостоящее, но практически бесполезное. - прим.авт.), приносящие одни убытки.
Специально создали хоккейную команду, чтобы как-то оправдать простаивание стадиона. Сочи больше летний город, здесь субтропики и было бы логично построить хороший футбольный стадион, развивать не хоккейную, а футбольную команду.
Содержание большого стадиона с его охлаждением обходится в миллионы рублей ежедневно. Сколько это в год, посчитать не сложно. Огромные расходы сейчас потихоньку ложатся на бюджет города и Краснодарского края.
- Но это же социальные объекты, которым не выжить без поддержки государством или спонсорами!
- Есть тот же медиацентр. Почему из него не сделать торгово-развлекательный объект, сдать в аренду под магазины и офисы? Создайте условную «силиконовую долину», где за небольшие деньги стартапы могли бы арендовать помещения. Это хотя бы окупит расходы. На сегодняшний день ни одного серьезного реализованного проекта по использованию объектов Олимпиады без крупных бюджетных расходов я не знаю.
Теперь перейдем к городскому бюджету. 2014 год мы завершили с дефицитом почти в 20%. Не скажу, что Сочи мало получает. Привыкли много тратить. Все предолимпийские годы курорт фактически жил за счет дотаций, они составляли до 68% муниципального бюджета. Прошла Олимпиада, пришел кризис. А в Сочи не снизили, даже увеличили расходы. Так, депутаты городского собрания недавно расширили возможность привлечения внешних кредитов до 3 млрд рублей, увеличив верхнюю планку в несколько раз.
Вместо того чтобы зарабатывать на Олимпиаде, город влезает в долги.
- В прошлых материалах, посвященных годовщине Игр, «Газета.Ru» упоминала олимпийских переселенцев. Несколько лет часть из них проводили пикеты и митинги, в целом обменом они оказались недовольны. На ваш взгляд, почему?
- До 2008 года стоимость недвижимости была рыночной, в проектном предложении переселенцам от госкорпорации звучали конкурентоспособные суммы. Наступил кризис, оценку стоимости земли и недвижимости снизили в несколько раз. Множество сочинцев, это тысячи семей, на месте чьих домов должны были вырасти олимпийские объекты, оказались переселенными фактически насильно. Для примера: при рыночной стоимости в 50 тыс. рублей за квадратный метр, переселенцам платили, максимум, 30 тыс. За сотку земли в центр Сочи давали до 2 млн рублей, рыночная цена была до трех раз выше. Конечно, в кризис 2008 года цены на недвижимость упали. Но кто по доброй воле будет продавать дом в кризис? В обычных обстоятельствах люди дожидаются лучших времен, здесь их лишили выбора.
В Сочи полно самовольно возведенных, без согласования с властями, пристроек, этажей и домиков. Где вы еще встретите жилые комнаты над гаражами? Это специфика южного региона, курорта. Такие квадратные метры, естественно, не учитывались, поэтому люди опять же были возмущены. Мой знакомый несколько лет держал пятиэтажную гостиницу, на месте которой построили центральный стадион в прибрежном кластере. Ему компенсировали только первый этаж, так как остальные построены нелегально.
- Александр, наконец, вопрос курортного сезона. В этом январе блогеры схлестнулись в интернет-поединке - был наплыв туристов в Сочи или нет?
- Несколько лет, начиная с 2009-2010 годов, все курортные сезоны были просто уничтоженными олимпийской стройкой. Люди не хотели загорать по соседству с экскаваторами и большегрузами.
Сезон 2014 года, я считаю, получился хуже, чем в 2013-м, хотят тот был ужасным. С Играми это уже никак не связано - люди поехали в ставший российским Крым.
Те, кто не хотел по несколько суток ждать переправу, разворачивались к ближайшим к порту «Кавказ» курортам - Тамань, Анапу, Геленджик. До Сочи нужно ехать через все побережье, к нам просто не доехали.
Зимний сезон выиграл за счет падения рубля и санкций. Силовики, чиновники, сотрудники госкорпораций приехали к нам.
При этом на курорте «Роза Хутор» стоимость ски-пасов (билеты на подъемник) выросла на 50%, остальные компании это повторили. Не раз приходилось видеть, как накатавшиеся туристы продавали ски-пасы вновь прибывшим. Билеты действуют целый день без ограничения на количество заходов, поэтому одни возвращали себе половину стоимости, а вторые катались за полцены. Такие антикризисные меры.

Поделиться: