15:1520.03.15

Центробанк обязал банки обслуживать слепых без лишней волокиты

Центробанк обязал банки обслуживать слепых без лишней волокиты

Слепым и слабовидящим при получении или внесении наличных в банках теперь не нужно будет предъявлять документы об инвалидности по зрению, заблаговременно предоставлять образец факсимиле банку, а также ставить факсимиле на ордере о совершении кассовой операции. Соответствующее указание выпустил Центральный банк РФ (есть в распоряжении «Известий»). Представители банков надеются, что нововведение не приведет к увеличению количества обманутых инвалидов.
Согласно указанию ЦБ, работники банка перестанут проверять у слепого документы, подтверждающие факт наличия инвалидности по зрению, когда тот хочет получить или внести денежные средства.
Осуществление кассовых операций с инвалидами по зрению производится «кассовым работником в присутствии работника, на которого распорядительным документом кредитной организации возложены обязанности контроля за пересчетом наличных денег (далее - контролирующий работник). В этом случае контролирующий работник до осуществления кассовой операции устно доводит до сведения физического лица, являющегося инвалидом по зрению, информацию о характере осуществляемой кассовой операции и сумме операции (сумме наличных денег)».
Слепому при получении наличных будет необязательно ставить факсимиле на кассовом ордере о совершении операции. Также из правил исключается пункт, по которому работники банка должны сверять факсимиле с нотариально заверенным образцом, который был принят от слепого изначально. То есть теперь незрячим клиентам не нужно предоставлять заблаговременно образец факсимиле банку.
Указание ЦБ «О внесении изменений в Положение Банка России от 24 апреля 2008 года «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» вступит в силу 27 марта 2015 года.
Ранее слепые могли производить кассовые операции в банках только в сопровождении доверенных лиц. После многочисленных выступлений об отмене этого правила из-за дороговизны услуг нотариусов в 2014 году был принят ФЗ №267, позволяющий слепым пользоваться факсимиле в банках. При этом незрячий должен был предъявить документ, удостоверяющий личность, справку, подтверждающую факт установления инвалидности по зрению, и нотариальное свидетельство о идентичности подписи слепого и его факсимиле.
Председатель Московской городской организации Всероссийского общества слепых Александр Мошковский считает, что благодаря нововведению слепые наконец-то смогут почувствовать себя полноценными клиентами банка.
- Каждый банк по-своему решал вопрос при получении вкладов слепыми - где-то требовали нотариальную доверенность, а где-то вообще взимали дополнительную комиссию за обслуживание слепых, - говорит он. - Нововведения дадут возможность инвалидам совершать самостоятельно сделки, не привлекая родственников, и самим решать судьбу своих накоплений.
Мошковский отметил, что риски быть обманутыми в банке для инвалидов всегда были высокими.
- Тяжелее всего приходится пожилым инвалидам - были случаи, когда слепые теряли все свои накопления. Например, в Зеленограде слепой 80-летней женщине в банке предложили перевести средства со сберкнижки на карту. Она согласилась, но однажды, когда пришла снять деньги, оказалось, что карта пуста. А сотрудница банка к этому времени уже уволилась. В итоге потребовалось 2 года, чтобы через суд ей вернули средства, - говорит он.
Депутат Госдумы, инвалид по зрению Олег Смолин отметил, что парламентарии неоднократно обращались к главе Сбербанка Герману Грефу с просьбой упростить процедуру обслуживания незрячих.
- После ратификации РФ Конвенции ООН о правах инвалидов в 2012 году в России начала ослабевать бюрократия в этом вопросе. До недавнего времени, например, было много жалоб, что даже богатым слепым не выдают ипотеку - теперь Минстрой дал указания, чтобы кредит был оформлен в случае наличия всех документов. Сейчас мы хотим, чтобы незрячий мог в любое учреждение просто прийти со штампом и это бы признавалось его подписью без всяких нотариально заверенных справок. Нужно продолжать вводить послабления в обслуживании слепых и обратить внимание на выдачу пенсий, где также существует большое количество проблем, - рассказал депутат.
Заместитель председателя правления Локо-банка Андрей Люшин полагает, что количество случаев мошенничества со стороны недобросовестных сотрудников банков может вырасти, но незначительно.
- Во-первых, работа операционистов в большинстве крупных федеральных банков контролируется, поэтому обмануть слабовидящего клиента, выдав ему, например, купюры меньшего номинала, сложно. Даже клиенты с нормальным зрением редко снимают со счетов крупные суммы без сопровождения, а сознательная подмена купюр при выдаче незначительных сумм несопоставима с рисками обнаружения факта мошенничества, - говорит он. - Плюсы в данном случае действительно очевидны: снимаются искусственные барьеры для слабовидящих и слепых людей, которые мешали им в обычном порядке пользоваться услугами банков, что пойдет на пользу и самим клиентам, и кредитным организациям, увеличит частоту обращений в отделения.
Люшин полагает, что, даже несмотря на то что официально сопровождения слабовидящего клиента не требуется, скорее всего, большинство из них не откажутся от помощи близких и родственников при совершении банковских операций. Кроме того, он сомневается, что после снятия ограничений слепых начнут использовать для финансовых махинаций.
Заместитель генерального директора ГК InfoWatch Всеволод Иванов считает, что слепым в принципе не стоит ходить в банки без сопровождения.
- С точки зрения безопасности слепых обязательное наличие поводыря при совершении банковской операцией являлось гарантией того, что его не обманут: дадут нужную сумму, не отследят и не отнимут деньги, не убьют, - говорит эксперт. - В принципе новое указание ЦБ в этом плане не является критичным, если слепой будет брать с собой некое доверенное лицо - родственника или друга. Я бы слепым вообще не советовал одним ходить в банк. Это правило имеет отношение не к законодательству, а к личной безопасности слепых граждан.
По мнению Иванова, для банка большей гарантией является документ, удостоверяющий личность, а не подтверждающий факт его инвалидности.
- С точки зрения безопасности банка, полагаю, что от слепых, как и от всех остальных граждан РФ, при совершении банковских операций требуют предъявить оригинал документа, удостоверяющего личность. Если злоумышленник подделает паспорт, то ему не так важно, использовать ли в этом случае слепого или зрячего человека. Ведь подделать факсимиле подписи или саму подпись - одинаково несложно. В этом случае главным моментом для банка является идентификация личности по документу, удостоверяющему личность, а не по документам, подтверждающим слепоту человека. Следовательно, риски банка равны в случае как со зрячими, так и с незрячими клиентами, - отметил он.
В свою очередь, управляющий офисом банка из топ-50 на условиях анонимности отметил, что слепых на практике вообще не обслуживают, если речь идет о более серьезных операциях, нежели внесение/снятие наличных.
- Слепые не могут на себя ни вклад оформить, ни кредит получить. Прежде всего так происходит потому, что у банка возникают огромные риски: слепой же не видит то, что подписывает. И потом может легко оспорить это в суде: ничего не брал, ничего не оформлял, - говорит представитель банка. - Кредит слепому никогда не дадут - как и в принципе инвалиду. Так что подтверждай, что ты слепой, или не подтверждай, - всё равно придется вклад оформлять на жену, дочь или еще какого-то родственника. Любой вклад в принципе связан с кассовой операцией - открытие, закрытие счета происходит через кассу банка. Сейчас, если ты слепой, лучше самому вообще в банки не соваться.

Поделиться: