16:0027.03.15

Лизинг откатился на 4 года назад

Лизинг откатился на 4 года назад

Сумма новых договоров лизинга за 2014 год упала на 23,1%, до 1 трлн рублей, это минимальная отметка с 2010 года, когда показатель составил 725 млрд рублей (в 2011-2013 годах он был стабилен на отметке 1,3 трлн рублей). Это первое снижение с 2008 года - тогда показатель тоже снизился почти на четверть. Такие подсчеты приводятся в обзоре, подготовленном рейтинговым агентством RAEX (бывшее «Эксперт РА»).
Показатель «прироста нового бизнеса» (то есть стоимость имущества по новым сделкам лизинга, без учета НДС; лизинг - долгосрочная коммерческая аренда, по истечении срока контракта право собственности может переходить к лизингополучателю) снизился на 13,2%, это тоже первое сокращение с 2008 года. Совокупный портфель контрактов российских лизингодателей составил 3,2 трлн рублей, это темп прироста 10,3%, наименьший за 5 лет.
Сокращение рынка произошло в основном из-за ситуации в сегментах железнодорожной и авиационной техники. Сумма новых договоров в этих сегментах снизилась на 40,2 и 44,3% соответственно (по отношению к 2013 году).


«Если стагнация в первом сегменте началась с 2012 года, то авиационная отрасль столкнулась с заметными проблемами в 2014 году. Падение курса рубля негативно отразилось, во-первых, на объемах международных авиаперевозок, которые в отличие от внутристрановых давали значительную часть прибыли для авиакомпаний, а во-вторых, на росте суммы лизинговых платежей, так как подавляющая часть лизинговых договоров заключена в иностранной валюте. С наибольшими проблемами столкнулись авиаперевозчики, приобретавшие самолеты в финансовый лизинг [с переходом права собственности по истечении контракта; операционный лизинг - без перехода права собственности], так как для его погашения авиакомпании использовали краткосрочные банковские займы, выдачу которых иностранные кредитные организации стали сворачивать после введения санкций западными странами», - пишут авторы обзора RAEX.
Сумма новых договоров без учета этих двух секторов за 2014 год сократилась всего на 5%. Сегмент автолизинга вырос с 323,7 млн рублей за 2013 год до 331 млн рублей за 2014 год (+2,2%): сумма контрактов по легковому транспорту выросла на 25,5%, однако по грузовым - сокращение 13%. Данная динамика объясняется тем, что продажи грузовых автомобилей за прошедший год падали сильнее, чем легковых, поясняют авторы обзора. В 17 крупнейших сегментах увеличение количества новых договоров в 2014 году по отношению к 2013 наблюдалось только в четырех сегментах (годом ранее - в девяти). Помимо легковых автомобилей, вырос также сегмент недвижимости (прирост двукратный, 105,9%, доля в общей сумме договоров среди всех сегментов выросла на 1 процентный пункт, до 2%), телекомоборудования, оргтехники и компьютеров и лизинг морских и речных судов.
Среди лизингодателей лидером по объемам остался «ВЭБ-лизинг» (за 2014 год показатель составил 106,5 млрд рублей), в первую пятерку также вошли «ВТБ Лизинг» (91 млрд рублей), «Сбербанк лизинг» (60 млрд рублей), «Европлан» (43,4 млрд рублей) и «ТрансФин-М» (30,5 млрд рублей).


В RAEX прогнозируют продолжение негативной тенденции в 2015 году - в лучшем случае на 10% (позитивный прогноз осуществим при сокращении реального ВВП не более чем на 1%, укрепления рубля до 55 рублей за доллар, снижение инфляции до 10-12% и понижение ключевой ставки ЦБ ниже 13%). При этом в первую очередь страдать, как и в 2014 году, будут сегменты железнодорожной и авиационной техники. Они снизятся еще на 30 и 20% соответственно. На падение железнодорожного сегмента повлияет в первую очередь объем пассажирских и грузовых перевозок. Авиализинг просядет из-за кризиса отрасли в целом: девальвации рубля и санкций, закрывших доступ к «длинным» деньгам. Вырасти может только автолизинг - прирост рынка составит не менее 5%. Так, говорится в исследовании, компании без госучастия ожидает сокращение объемов нового бизнеса на 10-15%, а вот госкомпании, наоборот, ожидают увеличения объема заказов. Более того, согласно ожиданиям заместителя гендиректора Государственной транспортной лизинговой компании Владимира Добровольского, в 2015 году начнется волна дефолтов компаний-лизингополучателей.
- Поэтому крайне важно организовать оперативное изъятие техники и ее последующую реализацию. Это позволит получить средства, которые необходимы для погашения кредитов, - отмечает он.
Негативный прогноз RAEX (рассматривается агентством как наиболее вероятный) подразумевает, что сумма новых контрактов в 2015 году составит всего 540 млрд рублей. Сегменты авиа- и железнодорожного лизинга упадут на 42 и 45% соответственно, а сектор автолизинга будет стагнировать. Негативный сценарий реализуется при снижении ВВП в 2015 году на 1-3%, ключевой ставке ЦБ на уровне 13%, инфляции около 13-15% и курсе 60-65 рублей за доллар.


Участники рынка ожидают, что интерес лизингополучателей сместится в сторону российской техники.
- В 2015 году будет наблюдаться тенденция к усилению импортозамещения. Какой конкретно вид оборудования будет востребован, сказать сложно, но скорее всего, это будет оборудование, которое применяется в отраслях, ориентированных на экспорт. В любом случае, пока финансовый рынок не сдвинется с места, спрос на лизинговые услуги будет низкий, - говорит Добровольский.
- Я думаю, в 2015 году мы во многом будем видеть сценарий 2008-2009 годов для лизинговых компаний. С одной стороны, идет сокращение инвестиций в основные фонды, и, как следствие, сокращение спроса на лизинг. С другой стороны, ожидаются возможное ухудшение финансового состояния клиентов и повышенные требования банков к лизинговым компаниям. Всё это будет серьезным экзаменом для участников рынка, - считает и.о. генерального директора ЗАО «Сбербанк Лизинг» Кирилл Царев.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

21:46В Мурманске изменился номер телефона доверия Россельхознадзора

21:30Мурманские кадеты СКР приняли участие в открытии второго слета

20:47Жителей Екатеринбурга пытаются отличить от роботов

20:19Корабль «Георгий Победоносец» продолжает движение по маршруту в Северной Атлантике

19:39Tele2 обнуляет трафик в Viber

19:21Лесничества Заполярья поборются за звание лучшего

18:44Определились победители вертикальной гонки чемпионата по ски-альпинизму в Кировске

18:18Популярный сервис Booking.com запретили в Турции

18:03Мурманск попал в тройку городов-фаворитов «Часа Земли»

17:45В Мурманске может открыться новый опорный университет

17:31Колесные диски и духи предложили маркировать по аналогии с шубами

17:20Уволенная северянка отомстила салону связи, украв телефон

17:03В мурманском спортцентре «Авангард» появятся волейбольная и баскетбольная площадки

16:53За маты учитель накормил ребенка мылом в Ельцин Центре

16:51При пожаре в Мурманске сгорел гравировальный станок

16:45На пришвартованном в порту Мурманска судне произошла кража

16:34Синоптики Заполярья обещают в конце марта до -25°

16:27В Мурманске представят интерактивную карту «69 чудес Кольского Севера»

16:11Полиция Мурманска проверяет интернет-магазин с наркотиками

15:48Александр Поветкин станет почетным гостем первенства по боксу в Кировске

15:39Собака загрызла своего хозяина на глазах у журналистов

15:31Инспектор колонии в Ревде попался на взятке за алкоголь для осуждённых

15:15В Кировске готовятся к съёмкам сериала «Мёртвое озеро»

15:10В Мурманской области «Норникель» потратит на экологические проекты более полутора млрд рублей

Все новости