13:0731.03.15

Дмитрий Озерский: «Покупка Архангельского тралового флота — правильное решение»

Дмитрий Озерский: «Покупка Архангельского тралового флота — правильное решение»

Северо-Западный рыбопромышленный консорциум год назад приобрел Архангельский траловый флот - старейший промысловый флот на севере России. За это время годовая прибыль предприятия уже увеличена в 30 раз: с 32 до 970 млн рублей. О тенденциях в рыбодобывающей отрасли и специфике бизнеса рассказывает председатель совета директоров НП «СЗРК» Дмитрий Озерский.
- Год спустя, какое значение для компании означает покупка Архангельского тралового флота?
- Сейчас уже можно сказать, что это было правильное решение. Мы управляем этим активом с 1 февраля 2014 года. Прибыль предприятия до нашего прихода, в 2013 году, составила примерно 32 млн рублей. Но уже в 2014 году, несмотря на все сложности, с которыми мы столкнулись, прибыль до налогооблажения возросла до 970 млн рублей - более чем в 30 раз. Для нас оказалось приятным сюрпризом, что у предприятия существуют скрытые резервы, которые мы, учитывая наш опыт управления, смогли выявить. И, я надеюсь, эта ситуация будет только улучшаться.
- Какие управленческие решения способствовали такому росту прибыли?
- Прежде всего, мы избавились от убыточного флота. Продали весь металлолом, подключили к реализации квот собственные эффективные суда, в том числе и те, которые специально были приобретены с целью дальнейшей передачи Архангельскому траловому флоту. На сегодняшний день это основная квотосодержащая компания для нашего холдинга и один из наших основных активов: по групповой выручке, это около 40% от общей выручки СЗРК. Важно, что в ассортименте АТФ большое количество пелагических видов рыб, которых у нас раньше не было.
- По итогам 2015 года вы ожидаете еще большего увеличения прибыли?
- Мы не ожидаем намного больше прибыли, потому что объемы квот сократились на 10% в 2015 году, и мы примерно представляем, сколько вообще можем заработать на этом предприятии. Но, конечно, еще есть резервы по сокращению издержек, и я думаю, что прибыль в рублях в 2015 году может вырасти по сравнению с 2014 годом, в основном учитывая курсовые разницы.
- Покупка была обременена целым рядом гарантий...
- Да, во-первых, мы обязались поставлять рыбу на берег. В этом году мы направили 25% добытой рыбы и донных пород (треска, пикша), и пелагических (неглубоководных) именно в Архангельск. Раньше мы думали, что это будет достаточно сложно, учитывая то, что Архангельский порт замерзающий и работает всего лишь шесть-семь месяцев в году. Мы не понимали, как такое количество продукции здесь можно реализовать. Были риски и с точки зрения логистики, также мы опасались сильно потерять в цене. На практике все эти условия оказались не столь страшными, и мы вплоть до 2018 года будем выполнять эту норму. Не буду лукавить и говорить, что вся эта продукция осталась в Архангельске - какая-то ее часть разъехалась по другим регионам. Но мы выполнили условие: загрузили работой порт, все холодильники были заполнены, и все, кто хотел, купили рыбу в Архангельске.
Во-вторых, мы обеспечили социальные гарантии сотрудникам. Сокращения кадров практически не было. Дело в том, что у предприятия помимо добывающего флота есть еще серьезная береговая составляющая - большая ремонтная база, порт. Мы сохранили людей и постарались сделать эти «недобывающие» активы хотя бы неубыточными. В будущем рассчитываем их тоже сделать прибыльными за счет оказания судоремонтных услуг и обслуживания судов (стоянка, разгрузка и загрузка сторонних судов, использование холодильных камер и так далее).
- Перед выставлением на продажу АТФ было много разговоров и дискуссий о необходимости этой меры. С региональными властями сейчас отношения выстроены?
- Архангельская область фактически является нашим акционером в АТФ, акционерное соглашение с областью подписано до 2018 года. На сегодняшний день у региона есть одна акция, но она по сути «золотая» и может фактически решать все основные вопросы деятельности АТФ. Если вначале между нами и администрацией региона было какое-то взаимное недоверие, то сейчас мы прекрасно сотрудничаем в рамках нашего, если можно так назвать, государственно-частного партнерства. Результаты АТФ за 2014 год в сравнении с предшествующими годами говорят сами за себя. Часть налогов остается в регионе, и наш успех взаимовыгоден. Так как мы поставляем рыбу именно в Архангельскую область, то участвуем в обеспечении продовольственной безопасности. Так что сейчас у нас есть полное взаимопонимание, и мы рады, что находим поддержку руководства Архангельской области в тех направлениях развития, которые мы наметили для АТФ.
- Сколько сейчас судов у консорциума и АТФ?
- На момент продажи у АТФ было 24 судна, и большую часть их мы продали на металлолом в прошлом году. Полученные деньги также вошли в финансовый результат за 2014 год. В настоящее время в АТФ лишь шесть действующих судов. Как говорил Глеб Жеглов, «правопорядок в стране определяется не количеством воров, а умением властей их обезвреживать». Так и мощь рыбодобывающей компании определяется отнюдь не количеством судов, а объемами квот, которые есть у компании, рентабельностью и производительностью этих судов. Одно современное судно сегодня может заменить три, четыре или даже пять устаревших.

Поделиться: