15:4506.04.15

От налога не улетишь

От налога не улетишь

Правительство не одобрило отмену НДС на внутренние авиаперевозки. Кабмин опасается, что подобная мера может послужить дурным примером для перевозчиков другими видами транспорта и поступления в без того дефицитный бюджет сократятся. Власти предлагают авиакомпаниям «золотую середину»: НДС будет снижен почти вдвое, но не отменен.
Российский кабмин не одобрил внесение в Налоговый кодекс поправок, предлагавших отменить налог на добавленную стоимость (НДС) на внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа. Правительство посчитало такую меру слишком радикальной. В постановлении правительства отмечается, что обнуление ставки «создаст прецедент» для перевозчиков другими видами транспорта, а также для компаний, осуществляющих туристическую деятельность.
Кабмин уверен: это приведет к дополнительным потерям доходов федерального бюджета, дефицит которого и без того ожидается в 2015 году на уровне 2,675 трлн руб. - более чем в шесть раз выше предыдущего прогноза.
Взамен правительство предлагает снизить НДС с текущего уровня 18% до 10%. Соответствующий законопроект, говорится в постановлении, уже внесен на рассмотрение в Госдуму. В его пользу высказался премьер России Дмитрий Медведев. Косвенно предложение одобрил и президент России Владимир Путин, когда призвал Минэкономразвития подумать над мерами поддержки «Аэрофлота».
Впервые об изменении налогообложения в авиаотрасли заговорили еще пять лет назад. Но тогда, как отмечает редактор авиационного портала «Авиапорт» Олег Пантелеев, речь шла прежде всего о повышении доступности авиаперевозок для пассажиров.
В сентябре 2014 года депутат Госдумы Олег Нилов предложил поменять местами ставки НДС на международные и внутренние авиаперевозки: на международные повысить с нуля до 18%, а на внутренние понизить с 18% до нуля. В 2015 году он выступил инициатором законопроекта об отмене НДС на внутренние авиаперевозки. В пользу обнуления высказывался и гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев.
Параллельно между авиаперевозчиками и правительством шли разговоры о снижении ставки НДС с 18 до 10%. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) в феврале обратилась к кабмину с просьбой принять такие антикризисные меры, как замораживание ставок аэропортовых сборов, компенсация процентных ставок по кредитам и также снижение НДС на внутренние авиаперевозки. 1 апреля законопроект о понижении НДС до 10% получил одобрение Совета Федерации.
Снижение ставки НДС на внутреннюю авиаперевозку позволит российским компаниям сэкономить несколько десятков миллиардов рублей.
«Вкупе с другими антикризисными мерами, такими как адресная поддержка, сокращение налогообложения станет серьезным подспорьем для авиакомпаний в кризисных условиях. «Трансаэро» сможет сэкономить на снижении НДС приблизительно 2 млрд руб.», - сообщила «Газете.Ru» гендиректор авиаперевозчика Ольга Плешакова. Этот шаг, в частности, поспособствует развитию внутрироссийских маршрутов и направлений полетов к южнороссийским курортам, считает Плешакова.
Снижение НДС на внутренних рейсах поможет авиакомпаниям компенсировать часть роста расходов из-за ослабления курса рубля, считает руководство «Сибири». По сравнению с прошлым годом значительно возросли расходы авиакомпаний: лизинговые платежи за воздушные суда зарубежного производства, привязанные к курсу иностранной валюты, а также расходы на техническое обслуживание воздушных судов, объяснили в пресс-службе авиаперевозчика.
Помощь по адресу
Авиакомпании могут получить не только общеотраслевую поддержку, но и адресную помощь. Прежде всего речь идет о предоставлении госгарантий и субсидировании авиаперелетов по ряду направлений и для некоторых категорий авиапассажиров.
Что касается госгарантий, то первой авиакомпанией, получившей их, стала «Трансаэро» в конце 2014 года. Под них авиаперевозчик привлек у банка ВТБ трехлетний целевой кредит в размере 9 млрд руб. на финансирование основной производственной и операционной деятельности. Поддержка государства помогла авиакомпании справиться с денежным дефицитом, который возник в результате падения потребительского спроса, роста курсовых разниц и изменения ключевой ставки рефинансирования в стране.
Долгие переговоры о предоставлении госгарантий ведет и другой авиаперевозчик - компания «ЮТэйр». Размер госгарантии по кредиту для «ЮТэйр» может составить около 19 млрд руб., как говорил глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев. Но прежде, чем получить одобрение от правительства, «ЮТэйр» должна прийти к заключению соглашений с кредиторами, ряд которых требуют признать авиакомпанию банкротом.
На помощь государства могут претендовать и другие авиакомпании, прежде всего входящие в список из 199 системообразующих предприятий, которые могут получить поддержку в рамках антикризисных мер правительства России.
В списке также значатся «Аэрофлот» и «Сибирь». Но они пока не подавали заявок на получение госгарантий. «Механизм госгарантий не является деньгами напрямую, сами по себе госгарантии - это не живые деньги», - отмечает Пантелеев.
Еще один способ поддержать авиаперевозчиков - субсидирование отдельных направлений и определенных категорий пассажиров. В 2015 году на субсидирование авиаперевозок в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) из федерального бюджета направят 4,1 млрд руб., при этом 1,3 млрд руб. - на субсидирование 15 межрегиональных маршрутов, сообщил полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.
Что будет с ценами на билеты
Ждать понижения цен на авиабилеты не приходится. Хотя цена на авиабилеты по сравнению с прошлым годом в среднем повысилась на 10%, для авиакомпаний уровень прибыльности рейсов с учетом инфляции и обесценения рубля понизился относительно 2014 года, объясняет Пантелеев. Снижение налоговой нагрузки поможет прежде всего авиакомпаниям справиться с тяжелой экономической ситуацией в отрасли.
«Пару лет назад обнуление НДС должно было дать экономию и авиакомпаниям, и пассажирам в пропорции 50 на 50. Сейчас же речь идет не о снижении цены для конечного потребителя, а о выживании самих авиакомпаний», - сообщает главред «Авиапорта».
Предпринимаемые правительством шаги, по мнению эксперта, помогут авиакомпаниям преодолеть спад в экономике. «В долгосрочной перспективе такие меры окажут благоприятное воздействие в целом на отрасль благодаря недопущению банкротства авиаперевозчиков и сохранению конкурентной среды. Но понижение цен на 8% в результате сокращения НДС вряд ли состоится», - заключает Пантелеев.
В лучшем случае авиакомпании хотя бы не поднимут цены на билеты, сохранив устойчивость и баланс в отрасли.

Поделиться: