14:3806.04.15

В Заполярье заработала первая автономная осветительная установка с гибридным источником питания

В Заполярье заработала первая автономная осветительная установка с гибридным источником питания

Необычная для Кольского полуострова установка появилась в районе 16 километра автомобильной дороги Мишуково - Снежногорск. Там находятся автобусные остановки «село Белокаменка». Установка необходима для того, чтобы освещать пешеходный переход через дорогу. Инициатор появления установки - государственное учреждение «Мурманскавтодор», отвечающее за содержание автомобильных дорог областного значения.
- В 2012 году там произошел трагический случай - погиб человек, переходивший дорогу в темноте. Поэтому задача перед нами была поставлена осветить пешеходный переход. Но подключать фонари традиционным способом было очень дорого, т.к. пришлось бы далеко тянуть линию электропередач. И мы стали искать другой способ, - рассказывает начальник производственного отдела «Мурманскавтодора» Вячеслав Афоничкин.
Выбор пал на малогабаритный ветро-солнечный генератор. Его функция - энергообеспечение освещения объектов дорожной инфраструктуры в труднодоступных местах. За счет комбинированного состава (ветряк + солнечная панель) он подходит для работы в условиях Крайнего Севера. То есть может вырабатывать энергию зимней поляной ночью, когда практически нет солнца, и в бесконечные пасмурные дни других времен года. Ведь ветра на Кольском полуострове всегда в достатке.
- Установка была выполнена по нашему индивидуальному заказу и получилась интернациональная. Опора российского производства, фонарь бельгийский, электроника, контроллер энергии, батареи китайские, - продолжает сотрудник «Мурманскавтодора».
Подобные генераторы уже служат автономными источниками питания для освещения автобусных остановок, мостов, пешеходных переходов в других регионах России. В светлое время суток они накапливают энергию солнца и ветра, а в тёмное - освещают проезжую часть. Для этого используется экономичный светодиодный светильник. Важно, что избыточную электроэнергию можно направлять на другие нужды. Например, работу видео камеры фиксации нарушений правил дорожного движения.
- Генератор сейчас работает в тестовом режиме. Так как мы первые используем его в Заполярье, то необходимо понять, на что он способен в наших непростых погодных условиях. Интересно, возникнут ли трудности с очисткой солнечных панелей от грязи и подзарядкой батарей, во сколько обойдется его полная эксплуатация и тому подобное. После подведения итогов тестового режима станет понятно, какой эффект можно получить, и если смысл ставить такие установки на других дорожных объектах области, - отмечает Вячеслав Афоничкин.
«Это очень хорошая новость. Наконец-то, опыт по использованию ВИЭ для объектов дорожной инфраструктуры, который активно используется в других регионах, пришел и в Мурманскую область. Жаль, конечно, что такие применяющиеся повсеместно в других странах технологии, у нас до сих пор воспринимаются как «ноу-хау» и имеют статус пилотных проектов. Мы надеемся, что данный опыт будет распространен на всю область», - рассказал координатор проектов по возобновляемой энергетике «Беллоны-Мурманск» Юрий Сергеев.
Установка этого оборудования стала возможной благодаря финансированию по линии международной программы «Barents Free Way». Помимо Мурманской, Архангельской областей и Карелии в ней участвуют Финляндия, Норвегия и Швеция. Получая средства от европейских государств, «Мурманскавтодор» решает многие проблемы дорожной отрасти региона. Например, очень солидный европейский транш был потрачен на долгожданный ремонт части дороги к пропускному пункту Сала на российско-финской границе.
Алексей Павлов

Поделиться: