16:4507.04.15

Рынок грузовых шин Бразилии закрылся для России на 5 лет

Рынок грузовых шин Бразилии закрылся для России на 5 лет

Правительство Бразилии повысило на 72,4% ввозные таможенные пошлины для грузовых и автобусных шин российского производства (размер 20, 22 и 22,5). В ходе расследования бразильцы решили, что наши компании демпинговали на рынке страны. Шинники ожидают, что следующими под заградительные пошлины попадут покрышки для легковых авто, которые Россия пока еще свободно поставляет в Бразилию.
- Бразилия в соответствии с нормами национального законодательства инициировала в июне 2013 года антидемпинговое расследование в отношении импорта шин для грузовых автомобилей и автобусов. В рамках этой процедуры наряду с поставками из Российской Федерации исследовался импорт из Японии, Южной Кореи, ЮАР и Тайваня. Иска в ВТО не было, это обычная антидемпинговая процедура, проведение которой регламентировано национальным законодательством и правилами Всемирной торговой организации, - сообщила «Известиям» пресс-секретарь Минэкономразвития России Елена Лашкина.
По словам Лашкиной, антидемпинговые пошлины, установленные бразильской стороной по результатам расследования, составили для российских поставщиков $2933 за тонну (или плюс 72,4%). Исключение сделано для ОАО «Кордиант» - пошлина поднялась лишь на 27,6%, до $1097 за тонну. Для шин из Японии пошлины повышены на 85,9% (для компании Sumitomo - 39,4%), Южной Кореи - на 43,8% (Kumho - 7,1%, Hankook - 39%), ЮАР - на 41,5%, Таиланда - на 12,8%, Тайваня - на 17,9%.
В каждом отдельном случае пошлина рассчитывалась индивидуально в зависимости от себестоимости производства. Активное участие в расследовании заинтересованных компаний помогает защититься от заградительных пошлин либо снизить их величину. Из российских компаний в расследование участие принял только «Кордиант».
- Как и в любом расследовании в рамках ВТО, каждая компания может участвовать в ходе всего процесса. Соответственно, «Кордиант» участвовал - и для него установлена пошлина 27,6%, - рассказал «Известиям» начальник отдела по взаимодействию с органами госвласти «Кордианта» Антон Акимов.
Разбирательство в Бразилии было инициировано местной Ассоциацией производителей шин (ANIP), в которую наряду с мировыми производителями (Goodyear, Bridgestone, Continental, Michelin, Pirelli), построившими заводы в стране, входят и местные компании (Levorin, Rinaldi, Maggion, Tortuga). ANIP не смогла предоставить оперативный ответ на вопросы «Известий».
- Было подано заявление от лица шести местных производителей, на основании исходных данных об экономике производства трех из этих компаний и шло сравнение импортного и местного товара, - говорит Акимов. - Для расследований такого плана необходимы три обстоятельства: первое - наличие, собственно, самого демпинга, которое определяется по разнице цен внутри страны производителя и страны реализации; второе - ущерб или угроза ущерба отрасли национальной экономики; причинно-следственная связь между двумя вышеназванными факторами. В «Кордианте» убеждены, что для сравнительного анализа были специально выбраны предприятия с плохой экономикой.
Бразилия импортировала в 2014 году в общей сложности 27,2 млн шин, из них 20,2 млн покрышек (74,2%) пришлось на чистых импортеров, а 7 млн штук (25,8%) - на иностранные компании, имеющие заводы в Бразилии.
По данным Федеральной таможенной службы России (ФТС), в 2014 году РФ экспортировала в Бразилию каучук, резину и изделия из них в общей сложности на сумму $488 млн. Из числа всех шинных заводов России в Бразилию свои шины поставляли в 2014 году завод «Кордиант» (принадлежит менеджменту компании во главе с Вадимом Гуриновым), Нижнекамский завод шин ЦМК (принадлежит «Татнефть-Нефтехим») и Воронежский шинный завод (совместное предприятие «Ростеха» и Pirelli). Ранее «Кордиант» сообщал, что ежегодный экспорт в латиноамериканскую страну приблизился к 60 тыс. штук, а компания «Нижнекамскшина» озвучивала объемы в 30-35 тыс. в год. В компании Pirelli «Известиям» лишь заявили, что поставки из России в Бразилию в настоящий момент не ведутся.
Бразильский рынок представляет чрезвычайный интерес для производителей из-за особенности страны: в стране очень плохо развит железнодорожный транспорт, и основные перевозки - как пассажирские, так и грузовые - приходятся на автотранспорт.
Антидемпинговый кодекс ВТО существует с 1994 года, каждая страна - член ВТО выстраивает свое законодательство в соответствии с ним. Однако можно сделать очень либеральное законодательство, а можно - очень четкое и жесткое. В Бразилии это законодательство довольно либеральное, что позволяет многие вещи трактовать в свою пользу, потому что целые пласты норм просто не прописаны, констатируют эксперты.
- К примеру, всю шинную продукцию при расследовании переводили в тонны, что нелогично - ведь покрышки покупают не в развес, а штуками. А для нас это был существенный минус, потому что мы в первую очередь экспортируем в Бразилию шины с цельнометаллическим кордом (ЦМК), поэтому у нас получилось плюс 10-15 кг с каждой покрышки по сравнению с другими импортерами. Для бразильцев, разумеется, так просчитывать было выгодно, потому что так антидемпинговая маржа [максимальная величина повышения таможенной пошлины] становится еще больше, - объяснил Акимов.
Минэкономразвития России также указывает на не совсем объективные аспекты расследования, которые в итоге закрывают рынок для российских шинников.
- Мы считаем, что бразильская сторона не учла все комментарии, которые были представлены и Минэкономразвития России, и российским экспортером в адрес уполномоченного органа (министерства развития, промышленности и внешней торговли Бразилии). В настоящей ситуации наиболее приемлемым вариантом видим рекомендацию российским экспортерам инициировать пересмотр меры через год после ее введения для снижения размера демпинговой маржи, - подчеркнула Лашкина. - Это окажет негативное влияние на продолжение поставок шин из России в Бразилию.
- Если Россия сочтет, что антидемпинговое расследование является несправедливым, мы можем обратиться с жалобой в ВТО и оспорить эту пошлину, - говорит профессор мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Дмитрий Портанский.
Впрочем, вслед за заградительными пошлинами для грузовых шин следом пойдут пошлины на покрышки для легковых автомобилей, уверены шинники.
- Пока эта информация ходит на уровне слухов. Но есть большая доля вероятности полагать, что это расследование будет запущенно, - сказал Акимов.

Поделиться: