13:2109.04.15

Почему российские реки становятся непригодными для судоходства

Почему российские реки становятся непригодными для судоходства

Российские реки мелеют. Катастрофически. Из-за этого водный транспорт теряет миллиарды рублей, закрываются круизные маршруты и повышаются цены на билеты.
Эксперты прогнозируют: не изменится ситуация - через пятнадцать лет будут нам все реки по колено. В прямом смысле.
Проблема малой воды может стать темой заседания президиума Госсовета. Сейчас Волга в некоторых местах глубиной всего два метра, отметил вчера помощник президента Игорь Левитин.
Так что надо сделать, чтобы переломить эту сухопутную тенденцию? Об этом наш корреспондент беседует с президентом Российской палаты судоходства Алексеем Клявиным.
Алексей Юрьевич, получается, пора открывать колледжи по подготовке бурлаков для Волги? Шучу, конечно, но все же...
Алексей Клявин: Да, ситуация очень тревожная. Есть такой показатель: средневзвешенная гарантированная глубина. Так вот за последние 23 года она уменьшилась более чем на полметра. И составляет сегодня всего 1,75 метра. Это значит, не все суда и не везде смогут пройти необходимый маршрут.
К состоянию внутренних водных путей добавляется и состояние судоходных гидротехнических сооружений, с которыми тоже есть проблема. Остаются инфраструктурные ограничения на Единой глубоководной системе европейской части (ЕГС) России в районе Городецкого гидроузла на реке Волга, Нижне-Свирского гидроузла на реке Свирь, станицы Багаевской на реке Дон. Практически всю прошлую навигацию были ограничения по осадке судов в Московском, Волжском и Ленском бассейнах внутренних водных путей.
А где особо тяжелая ситуация:
Алексей Клявин: На средней Волге в районе Городца. Великая русская река оказалась практически разрезана.
Совокупные финансовые потери судоходных компаний - членов нашей палаты составили около 3 миллиардов рублей. Простои увеличились на 30 - 50 процентов, удлинился рейсооборот. А в целом перевозки грузов внутренним водным транспортом за 2014 год сократились на 9,3% (на 7 миллиардов тонно-километров).
Как бы эти цифры соотнести, например, с автотранспортом?
Алексей Клявин: Давайте считать. Средняя дальность перевозки внутренним водным транспортом составляет примерно 600 км. Чтобы сделать работу в 7 миллиардов тонно-километров, надо сделать 600 тысяч рейсов грузовиков 20-тонников. Если выстроить их в колонну, то она займет 12 тысяч километров.
Впечатляюще! А как дела с перевозкой пассажиров?
Алексей Клявин: Да тоже не так, как хотелось бы! Традиционно 40 процентов пассажиров перевозилось в Волжском и Московском бассейнах, наиболее пострадавших из-за мелководья.
Расписания круизных судов уже есть? Путевки покупают?
Алексей Клявин: Сейчас глубина продаж путевок на круизы по российским рекам - сентябрь-октябрь. По въездному туризму эксперты отмечают 30 процентов падения, идет переориентация на внутренний рынок.
Российский круизный пассажир моложе иностранного, зачастую путешествует семьей, с детьми разного возраста. Судоходные компании меняют программы как на борту, так и на берегу, улучшают оснащение детских игровых комнат, добавляют тренажеры, вместо гидов-переводчиков приглашают на работу аниматоров и косметологов.
Стоимость путевок снизится?
Алексей Клявин: Она физически не может снизиться хотя бы потому, что растет стоимость топлива. За месяц выросла на 20 - 30 процентов.
Розничный топливный рынок "стоит", оптовый уверенно растет. "Береговая" составляющая тоже "подрастает", расходы у всех увеличиваются: и у автотранспортных предприятий (на экскурсии же возим на автобусах), и у музеев.
А что будет с грузами? Дороги заполонят грузовики с песком, щебнем, зерном и бензином?
Алексей Клявин: Есть возможность проводить частичную разгрузку судна, чтобы проходить мелководные участки. Это дополнительные издержки, но позволяет не останавливать флот.
В прошлом году мы с Росморречфлотом работали оперативно, часть грузопотока переориентировалась с Волги на Дон. Но в этом году, к сожалению, по прогнозам и там будет маловодно.
Все-таки получается, скоро по рекам суда не смогут ходить?
Алексей Клявин: Хотелось бы все же быть оптимистом. Не все так мрачно! Предпринимаются серьезные усилия, чтобы этого не допустить. Уже выделены средства, идут работы, например, по строительству второй камеры шлюза Нижне-Свирского гидроузла.
У вас есть план, что надо сделать в первую очередь?
Алексей Клявин: Конечно! Судоходное сообщество предлагает конкретные меры, способные, по нашему мнению, переломить ситуацию.
Первое. Надо довести текущее содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений до 100 процентов по утвержденным финансовым нормативам до окончания текущего бюджетного периода.
Второе. Провести корректировку параметров подпрограммы "Внутренний водный транспорт", увеличив объем финансирования для устранения инфраструктурных ограничений.
Третье. Стимулирование вывода из эксплуатации морально и технически устаревшего флота (средний возраст пассажирских и грузо-пассажирских судов составляет 34 года). Например, ввести механизм судового утилизационного гранта, обеспечить доступ к долгосрочным (10 - 15 лет) кредитам по 4 - 5 процентов в валюте и 8 - 10 процентов в рублях.
Полагаем, необходимо все эти меры обязательно рассмотреть на предмет включения их в антикризисный план.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

10:27Прокуроры Североморска нашли сайт по продаже чёрного аиста

10:24Специалисты «Колэнерго» выявили нарушения в охранных зонах линий электропередачи

10:15На борту мурманского траулера моряк получил тяжелую травму шеи

10:00Жители Мурманской области не рады снегу в конце мая

09:44В Мурманске презентуют класс для дистанционного обучения медиков

09:30За неоплаченный штраф и неотработанные 30 часов северянку арестовали на 8 суток

09:22«КолАтомЭнергоСбыт»: подача ресурса на котельные Мурманской области возобновлена под гарантию оплаты

09:11В Мурманске пожарные потушили грузовик Volvo

08:58В шести домах Мурманска отключат свет

08:24На сцене Мурманского театра кукол выступят артисты из Архангельска

07:52На Кольском полуострове ожидается сильный ветер и до +7°

23:10Священник из Швеции «пошел» на сайт знакомств

22:03Отключение горячей воды может кануть в Лету

21:15В Мурманске снят режим ЧС на котельной «Северная»

21:06За подделку продуктов сделают уголовниками

20:09Прокуратура Мончегорска нашла 5 сайтов о продаже больничных и медсправок

19:31Пострадавшая при теракте в СПб мурманчанка сделала первые шаги

19:29Россияне хотят уйти от анонимности в сети

18:50От жилья эконом-класса в России избавятся

18:19Жители Ревды заплатят штраф в 40 тысяч за преступление своих детей

17:44Курс евро вырос до 63 рублей, а доллара уменьшился до 56

17:38Надгробия на кладбище становятся цифровыми

17:21В день освобождения из колонии мурманчанин обокрал квартиру

17:09Главе администрации Североморска указали на жалобы жителей по мусору и ЖКХ

Все новости