16:1514.04.15

Ученые выяснили, как метеориты могли занести жизнь на Землю

Жизнь на Земле появилась благодаря метеоритам из космоса. Физику данного процесса и то, почему этому способствовал Большой взрыв, выяснили российские ученые и их коллеги из Италии.
О работе, которая прояснила, как Большой взрыв способствовал зарождению жизни во Вселенной, и которая была опубликована в журнале PNAS, «Газете.Ru» рассказал один из ее авторов - директор лаборатории радиационной биологии Объединенного института ядерных исследований, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, профессор Евгений Красавин.
- Как вы начали сотрудничать с итальянскими исследователями?
- Предыстория работы такова: несколько лет назад мы организовали в Объединенном институте ядерных исследований «круглый стол» с коллегами из Италии. На одном из них и профессор римского университета Ла Сапиенца Эрнесто Ди Мауро делал доклад о попытках получить из простого химического соединения формамид более сложное, участвующее в построении информационных макромолекул - ДНК и РНК.
Я пригласил его к себе в лабораторию, и мы решили использовать радиационный фактор - протоны высоких энергий: они представлены в космосе довольно широко и вполне могут явиться фактором создания необходимых условий для запуска определенных каталитических процессов, которые могли бы породить более сложные пребиотические структуры.
Тогда и зародилась совместная работа по облучению формамида вместе с рядом измельченных метеоритов при действии протонов с энергией, которая сопоставима с энергией космических протонов.
Впоследствии мы провели ряд экспериментов, а итальянцы, в свою очередь, посмотрели результаты на своем масс-спектрометре и получили разнообразие химических соединений, которые можно рассматривать как пребиотические - основания, входящие и формирующие структуру ДНК и РНК, сложные сахара, жирные нанокислоты, а также аминокислоты, в том числе и незаменимые.
- Что это означало?
- Это дало все основания полагать, что на основе этих структур будут формироваться и более сложные структуры, такие как РНК. Впоследствии мы это и получили.
- А каков главный вывод данной статьи?
- Во-первых, Большой взрыв, если таковой происходил, как утверждают физики, создал все условия, с необходимостью порождающие жизнь, в том числе и твердую фазу, то есть вещество метеоритов, из которого сформировались планеты.
Кроме того, во всех уголках нашей Вселенной огромное количество скопления формамида - простого химического соединения.
Последнее условие - наличие корпускулярного космического излучения, где протоны являются наиболее представленным видом. Таким образом, при благоприятных условиях, например наличии воды на планете, самопроизвольно на принципах автокатализа могут сформироваться соединения пребиотического типа, которые приводят к формированию информационных макромолекул - ДНК и РНК.
Если на таких принципах может зародиться жизнь в различных участках Вселенной, то можно ожидать некой «колодки» формирования живых систем.
В свете этих экспериментов можно думать, что РНК и ДНК потом создают некие схожие формы жизни.
- А что вы планируете делать дальше?
- Мы планируем продолжить эксперименты, направленные на образование фрагментов РНК. Определенные успехи в этом плане уже имеются.
- Следите ли за успехами в изучении кометы Чурюмова - Герасименко?
- Конечно! Только публикаций меньше, чем планировалось, ведь «Филы» сел в тень. Но определенные успехи есть.
Конечно, это суперфундаментальная задача. А более фундаментальная задача, чем происхождение жизни, - вопрос о существовании Бога. А он, я считаю, есть!

19:24На Северном флоте заступил на дежурство зенитный ракетный комплекс С-400