13:0020.04.15

"Копейка" отметила свой 45-летний юбилей

"Копейка" отметила свой 45-летний юбилей

Машина, которая буквально совершила революцию в отечественном автомобилестроении, отметила 45 лет.
Она доказала, что автомобиль может быть сравнительно доступным, экономичным, легким в управлении и заводиться зимой без применения паяльных ламп. Эта машина даже была признана лучшим отечественным автомобилем ХХ века по результатам опроса журнала "За рулем".
Многие были уверены, что завод в Тольятти выпускает копию итальянского Fiat 124. Однако это не так. Действительно, в качестве базовой модели был взят именно этот автомобиль. На его базе предполагалось выпустить бюджетные версии советской машины. Люксовый вариант предполагалось выпустить на базе Fiat 125. Люксовым в данном случае считалась появившаяся вслед за "копейкой" "трешка" - "ВАЗ 2103". Однако вот беда, несмотря на внешнее сходство, Fiat 124 и 125 отличались катастрофически. 125-й был шире, на нем стоял принципиально другой двигатель... В общем, после изучения всего этого советскими инженерами, было принято решение все это модернизировать. Как в "Том самом Мюнхгаузене": сначала намечались торжества, потом аресты, потом все это решили совместить.
Если на 124-й модели распредвал был нижний, то на 125-й их было два. И оба вверху. В итоге появился совершенно новый двигатель. С одним верхним распредвалом. Были также увеличены расстояния между цилиндрами, что позволило в дальнейшем увеличивать объем двигателя. Также уменьшился ход поршня, что позволило сделать двигатель более приемистым, а машину, соответственно, более динамичной.
Но не только двигатель подвергался конструктивной доработке. Задняя подвеска Fiat вообще была рессорной. А рессор такой гибкости, то есть для очень легкового автомобиля, у нас не было. Поэтому задняя подвеска также была изменена. Задний мост стали крепить на пяти реактивных тягах. В те годы это было последнее ноу-хау мирового автопрома.
Неожиданное решение нашли конструкторы, разделив карданный вал на две части. Это уменьшило шумность и увеличило проходимость.
А вот от задних дисковых тормозов пришлось отказаться. Сейчас большинство производителей предпочитают именно дисковые тормоза. Они эффективнее. Но по тем временам, пока не применялись столь навороченные современные материалы, дисковые тормоза были роскошью. По испытаниям, которые проводили наши инженеры, их хватало максимум на 2-3 тысячи пробега. Поэтому было принято решение на задние колеса установить барабанные тормоза. Но наличие передних дисковых тормозов уже делало "копейку" самым резким автомобилем советского автопрома.
В целом в конструкцию прототипа было внесено более 800 изменений. В том числе увеличен клиренс автомобиля. По нашим дорогам с родным фиатовским запасом ему пришлось бы ползать на брюхе. Именно по этой причине вместо двух проушин под домкрат было поставлено четыре. У Fiat проушины находились посередине кузова. Таким образом, поднимался весь борт автомобиля. Однако именно середина наиболее уязвима для разных неровностей рельефа. На наших дорогах эти проушины просто сминались. А установив их ближе к колесам, удалось продлить срок их службы.
Необходимо сказать и еще о некоторых ноу-хау этого автомобиля. В отличие от своего прототипа и своих легковых собратьев, выпускавшихся в СССР, он первый приобрел травмобезопасные ручки. Уже тогда советские инженеры беспокоились о безопасности пешеходов. Ручки были утоплены внутрь двери, в отличие от принятых тогда выступающих с кнопкой.
Еще одна новация - левое внешнее водительское зеркало. До сих пор никто такого в штатном порядке не устанавливал. Водителю приходилось активно крутить головой. А тут - такой комфорт.
И, наконец, двухкамерный карбюратор. Отчасти благодаря ему удалось организовать настолько правильный впрыск топлива, что машина стала заводиться в мороз без дополнительных подогревов двигателя. А ручка "кривого стартера" должна была помочь завести машину в лютый мороз. При этом требовалось только провернуть несколько раз вал, а после заводить машину обычным зажиганием.
В общем, в 1966 году было подписано соглашение между Fiat и советским Внешторгом о сотрудничестве в области создания легкового автомобиля, а 19 апреля 1970 года первые шесть "ВАЗ 2101" сошли с конвейера. А до конца года их было выпущено более 21 тысячи. Сегодня не каждый автопроизводитель может похвастаться таким выпуском.
Тем не менее совершенствование модели продолжалось полным ходом. Причем итальянцы в нем принимали самое активное участие. Ведь многие вещи, опробованные на советской "копейке", шли в применение для производства Fiat. Так, например, у них даже появилась усовершенствованная модель 124R. Не сложно догадаться, что обозначала последняя буква.
На свет появился универсал "ВАЗ 2102". У него тоже было много доработок. Ведь машина потяжелела, а ей еще и груз возить. Поэтому была усилена задняя подвеска, а задние сиденья стали раскладываться так, чтобы была возможность запихнуть в "двоечку" побольше, например, рассады.
Вышла в свет "трешка" - "ВАЗ 2103". Это та самая люксовая модель, о которой мы говорили в самом начале.
Чтобы выделить эту люксовость, внешне ей не только добавили еще по одной фаре, но и обвесили новыми блестящими элементами - молдингами. Именно на ней впервые был установлен вазовский двигатель с объемом 1500 кубических сантиметров и мощностью аж 79 л.с. И этот "третий" двигатель надолго закрепился в производстве последующих моделей ВАЗ.
Про салон и говорить не приходится. Это был действительно люксовый салон. В кабине не осталось ни одного открытого металлического элемента. Все было задрапировано пластиком или кожзамом. Приборная панель обрела тахограф, датчик давления масла и часы. Объем кузова остался тем же, но внутреннее пространство было увеличено за счет самих сидений и их размещения по салону.
"Трешка" вообще считалась лучшей машиной, пока на конвейер не встало следующее поколение ВАЗ.
Но, помимо выпуска дополнительных моделей, ВАЗ занимался и их совершенствованием. Были выпущены "копейки", "двойки" и "трешки" с модернизированными двигателями. Например, двигатель "ВАЗ 21011", в отличие от "ВАЗ 2101", уже был расточен до объема 1,3 литра.
Чтобы удешевить продукцию, даже на "ВАЗ 2103" ставили двигатель от "копейки". А параллельно с этим велась разработка роторных двигателей. К сожалению, из-за малого ресурса и неремонтопригодности эти двигатели использовались только на машинах оперативных служб. Зато на них наша милиция вполне могла потягаться на дороге с любой иномаркой. Но это отдельная история.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

18:52Северянам напоминают об изменениях по срокам больничных по уходу за ребенком

18:39Объем добычи пикши в Северном бассейне снизился на 10 тысяч тонн

16:27В Мурманской области подешевел картофель и подорожала баранина

14:27Под Кировском заметили ядовитую гадюку из Красной книги

14:06Сильным ветром в Мурманске снесло дорожные знаки, заборы и деревья

13:49В Мурманске на Заречной сгорели 6 гаражей и 2 машины

13:31На дороге «Ковдор-Пиренга» в лобовую столкнулись авто и мотоцикл

13:21В «Северном сиянии» под Ковдором потушили дачу и баню

12:17Фанаты сериала «Доктор Кто» встретятся в мурманской библиотеке

11:16Зрителей театра кукол Мурманска научат новым словам

10:24В центре Мурманска проведут праздник «Процветай, наш Кольский Край»

07:29На юге Кольского полуострова воздух прогреется до +18°

17:57В июне изменится расписание движения электричек в Мурманской области

16:35В мурманском ДК им. С.М. Кирова пройдет театрализованный концерт к 80-летию области

15:42В Североморске ветром снесло остановку и дорожный знак на машину

15:28Житель Мурманска перевел лже-продавцу торцевой пилы 10 тысяч

15:19В Мурманске собаку выкинули из окна второго этажа за перевернутые цветы

15:07В Мурманске на Морской ликвидировали возгорание

14:57Глава мурманского СКР обсудил с мамой сбежавшей девочки причины ухода из дома

14:23В поселке Тик-Губа пожарные потушили дачу, в Алакуртти - баню

12:24В мурманском музее посетителям покажут фильм о погранзаставе

11:11В филармонии Мурмнаска прозвучат мелодии популярных оперетт и мюзиклов

10:30Медики Мурманской области соревнуются «Гонке первых!»

09:30В научной библиотеке Мурманска - День открытых дверей

Все новости