13:0020.04.15

"Копейка" отметила свой 45-летний юбилей

"Копейка" отметила свой 45-летний юбилей

Машина, которая буквально совершила революцию в отечественном автомобилестроении, отметила 45 лет.
Она доказала, что автомобиль может быть сравнительно доступным, экономичным, легким в управлении и заводиться зимой без применения паяльных ламп. Эта машина даже была признана лучшим отечественным автомобилем ХХ века по результатам опроса журнала "За рулем".
Многие были уверены, что завод в Тольятти выпускает копию итальянского Fiat 124. Однако это не так. Действительно, в качестве базовой модели был взят именно этот автомобиль. На его базе предполагалось выпустить бюджетные версии советской машины. Люксовый вариант предполагалось выпустить на базе Fiat 125. Люксовым в данном случае считалась появившаяся вслед за "копейкой" "трешка" - "ВАЗ 2103". Однако вот беда, несмотря на внешнее сходство, Fiat 124 и 125 отличались катастрофически. 125-й был шире, на нем стоял принципиально другой двигатель... В общем, после изучения всего этого советскими инженерами, было принято решение все это модернизировать. Как в "Том самом Мюнхгаузене": сначала намечались торжества, потом аресты, потом все это решили совместить.
Если на 124-й модели распредвал был нижний, то на 125-й их было два. И оба вверху. В итоге появился совершенно новый двигатель. С одним верхним распредвалом. Были также увеличены расстояния между цилиндрами, что позволило в дальнейшем увеличивать объем двигателя. Также уменьшился ход поршня, что позволило сделать двигатель более приемистым, а машину, соответственно, более динамичной.
Но не только двигатель подвергался конструктивной доработке. Задняя подвеска Fiat вообще была рессорной. А рессор такой гибкости, то есть для очень легкового автомобиля, у нас не было. Поэтому задняя подвеска также была изменена. Задний мост стали крепить на пяти реактивных тягах. В те годы это было последнее ноу-хау мирового автопрома.
Неожиданное решение нашли конструкторы, разделив карданный вал на две части. Это уменьшило шумность и увеличило проходимость.
А вот от задних дисковых тормозов пришлось отказаться. Сейчас большинство производителей предпочитают именно дисковые тормоза. Они эффективнее. Но по тем временам, пока не применялись столь навороченные современные материалы, дисковые тормоза были роскошью. По испытаниям, которые проводили наши инженеры, их хватало максимум на 2-3 тысячи пробега. Поэтому было принято решение на задние колеса установить барабанные тормоза. Но наличие передних дисковых тормозов уже делало "копейку" самым резким автомобилем советского автопрома.
В целом в конструкцию прототипа было внесено более 800 изменений. В том числе увеличен клиренс автомобиля. По нашим дорогам с родным фиатовским запасом ему пришлось бы ползать на брюхе. Именно по этой причине вместо двух проушин под домкрат было поставлено четыре. У Fiat проушины находились посередине кузова. Таким образом, поднимался весь борт автомобиля. Однако именно середина наиболее уязвима для разных неровностей рельефа. На наших дорогах эти проушины просто сминались. А установив их ближе к колесам, удалось продлить срок их службы.
Необходимо сказать и еще о некоторых ноу-хау этого автомобиля. В отличие от своего прототипа и своих легковых собратьев, выпускавшихся в СССР, он первый приобрел травмобезопасные ручки. Уже тогда советские инженеры беспокоились о безопасности пешеходов. Ручки были утоплены внутрь двери, в отличие от принятых тогда выступающих с кнопкой.
Еще одна новация - левое внешнее водительское зеркало. До сих пор никто такого в штатном порядке не устанавливал. Водителю приходилось активно крутить головой. А тут - такой комфорт.
И, наконец, двухкамерный карбюратор. Отчасти благодаря ему удалось организовать настолько правильный впрыск топлива, что машина стала заводиться в мороз без дополнительных подогревов двигателя. А ручка "кривого стартера" должна была помочь завести машину в лютый мороз. При этом требовалось только провернуть несколько раз вал, а после заводить машину обычным зажиганием.
В общем, в 1966 году было подписано соглашение между Fiat и советским Внешторгом о сотрудничестве в области создания легкового автомобиля, а 19 апреля 1970 года первые шесть "ВАЗ 2101" сошли с конвейера. А до конца года их было выпущено более 21 тысячи. Сегодня не каждый автопроизводитель может похвастаться таким выпуском.
Тем не менее совершенствование модели продолжалось полным ходом. Причем итальянцы в нем принимали самое активное участие. Ведь многие вещи, опробованные на советской "копейке", шли в применение для производства Fiat. Так, например, у них даже появилась усовершенствованная модель 124R. Не сложно догадаться, что обозначала последняя буква.
На свет появился универсал "ВАЗ 2102". У него тоже было много доработок. Ведь машина потяжелела, а ей еще и груз возить. Поэтому была усилена задняя подвеска, а задние сиденья стали раскладываться так, чтобы была возможность запихнуть в "двоечку" побольше, например, рассады.
Вышла в свет "трешка" - "ВАЗ 2103". Это та самая люксовая модель, о которой мы говорили в самом начале.
Чтобы выделить эту люксовость, внешне ей не только добавили еще по одной фаре, но и обвесили новыми блестящими элементами - молдингами. Именно на ней впервые был установлен вазовский двигатель с объемом 1500 кубических сантиметров и мощностью аж 79 л.с. И этот "третий" двигатель надолго закрепился в производстве последующих моделей ВАЗ.
Про салон и говорить не приходится. Это был действительно люксовый салон. В кабине не осталось ни одного открытого металлического элемента. Все было задрапировано пластиком или кожзамом. Приборная панель обрела тахограф, датчик давления масла и часы. Объем кузова остался тем же, но внутреннее пространство было увеличено за счет самих сидений и их размещения по салону.
"Трешка" вообще считалась лучшей машиной, пока на конвейер не встало следующее поколение ВАЗ.
Но, помимо выпуска дополнительных моделей, ВАЗ занимался и их совершенствованием. Были выпущены "копейки", "двойки" и "трешки" с модернизированными двигателями. Например, двигатель "ВАЗ 21011", в отличие от "ВАЗ 2101", уже был расточен до объема 1,3 литра.
Чтобы удешевить продукцию, даже на "ВАЗ 2103" ставили двигатель от "копейки". А параллельно с этим велась разработка роторных двигателей. К сожалению, из-за малого ресурса и неремонтопригодности эти двигатели использовались только на машинах оперативных служб. Зато на них наша милиция вполне могла потягаться на дороге с любой иномаркой. Но это отдельная история.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

21:15В Мурманске спортивные объекты активно готовят к зимнему сезону

20:20Евро на выходные подешевел до 67,89 рубля, доллар - до 57,51

19:31В заозёрском кафе мужчина избил посетителя бокалом по голове

18:16В Мурманске состоится вечер памяти поэта Николая Колычева

17:27В Апатитах грабителя-неудачника поймали при похищении велосипедов

16:47Пьяная жительница Заполярного пырнула мужа ножом в живот

16:29На Кольском полуострове ожидаются снежные выходные

16:11В Мончегорске 10 пожарных потушили квартиру

16:00АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ЕВГЕНИЙ ШОВСКИЙ. НЕВЗЯТОЕ ИНТЕРВЬЮ

15:49Мурманский театр кукол приглашает на гала-концерт «Снова туда, где море огней»

15:32Житель Мурманска получил 7 лет «строгача» за продажу наркотиков брату

15:16В Мурманске нашли сбежавшую из дома 14-летнюю школьницу

15:01В Мурманской больнице пациентов эвакуировали из-за вспыхнувшего принтера

14:43Передвижная библиотека привезла в Туманный рассказы о космосе

14:28Алиментщик из Мурманска отправится на исправительные работы за долг в 350 тысяч

14:11Самолёт из Мурманска вылетел с задержкой из-за нехватки трапов в аэропорту СПб

13:53На кладбище в Апатитах прокуратура нашла ряд нарушений

13:37Мурманские школьники провели эксперименты с водой и смастерили ледокол

13:21В Кировске водитель сбил 63-летнюю пенсионерку и скрылся

13:18Мурманский суд заключил под стражу Игоря Бабенко на два месяца

13:06Школьница из Кандалакши завоевала серебро за электромонтаж в чемпионате в Абу-Даби

12:45В суде Мурманска экс-чиновнику Игорю Бабенко избирают меру пресечения

12:27Жителей Мурманска предупреждают о липовых извещениях о поверке счетчиков на воду

12:11В Междуречье при очистке леса нашли взрывоопасный снаряд

Все новости