16:1523.04.15

Российские ученые выяснили, что у общего предка человека были щупальца

Предок человека был лофофорным животным с щупальцами и на человека похож не был, выяснили российские ученые из МГУ.
Знаменитый «Витрувианский человек» Леонардо Да Винчи позволяет наглядно увидеть «канонические пропорции» человека. Однако симметрия зеркального отражения, именуемая билатеральной (двусторонней) симметрией, появилась у человека далеко не сразу. Существуют две основные точки зрения касательно общего предка билатерально-симметричных животных - как он выглядел, каким он был и как дальше шла эволюция. Предок Bilateria появился, скорее всего, в конце венда - последнего геологического периода неопротерозоя, непосредственно перед кембрием, который длился примерно с 635 млн по 541±1 млн лет до н.э. Организмы, населявшие вендское море, были в основном радиально-симметричными существами. Некоторые из них плавали в толще воды, другие вели прикрепленный образ жизни, третьи ползали по дну.

Первая точка зрения заключается в том, что предок билатерально-симметричных животных был нецеломическим червем, то есть не имел полости тела. Сторонники этой теории уверены, что помимо целома общий предок билатерально-симметричных животных был лишен каких-либо придатков, а также имел просто устроенную нервную систему. Согласно первой точке зрения, к которой склоняются исследователи за пределами России, целом - полость тела - появлялся в разных группах билатерально-симметричных животных независимо.
Вторая точка зрения, которой придерживается российская зоологическая школа, гласит, что общий предок билатерально-симметричных животных был довольно сложно устроенным целомическим существом, имел придатки для передвижения и сбора пищи, а также обладал сложноорганизованной нервной системой.
Гипотеза о происхождении билатерально-симметричных животных от общего кишечнополостного предка, который имел многолучевую симметрию и многочисленные камеры гастральной полости, давшие начало целому, впервые была высказана английским зоологом Адамом Седжвиком, эту идею развил в своих работах заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ, профессор, член-корреспондент РАН Владимир Малахов.
Найти новые доказательства, подтверждающие вторую точку зрения, удалось доктору биологических наук, ведущему научному сотруднику кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ Елене Темеревой - ведущему автору статьи, написанной в соавторстве с Евгением Цитриным из Института биологии развития Российской академии наук, которая опубликована в научном журнале PLoS ONE.
Сделать это ей удалось при изучении представителя беззамковых брахиопод - Lingula anatina. Лингула - одни из древнейших плеченогих, доживших до наших дней. Они известны с раннего ордовика (около 500 млн лет назад). Окаменелости ископаемых лингул найдены по всему миру, особенно много в Европе, Юго-Восточной Азии и Северной Америке.
«Наше исследование показывает, что в одном из стволов билатерально-симметричных животных Bilateria - Lophotrochozoa, который включает наибольшее разнообразие типов живых организмов, - выделяется группа лофофорных животных, - рассказала Елена Темерева. - Лофофор - особая часть тела, которая несет щупальца. Лофофор есть у представителей трех типов животного царства: форонид, брахиопод и мшанок. Именно особое строение лофофора позволяло исследователям объединять эти три типа в единую группу - Lophophorata. Однако многочисленные данные молекулярной филогенетики свидетельствуют о том, что единой группы лофофорных животных не существует».
По словам Темеревой, в рамках исследований, которые проводились посредством методов иммуноцитохимии, лазерной конфокальной микроскопии, 3D-реконструкции и трансмиссионной электронной микроскопии, удалось доказать обратное - группа лофофорных животных существует, и она произошла от единого предка, у которого имелся лофофор со щупальцами.

Подтверждением этого служит сходное строение нервной системы лофофора в разных группах лофофорных животных, что и было впервые показано в работе Елены Темеревой.
«В силу того что щупальца есть в двух главных стволах билатерально-симметричных животных, логично предположить, что они были и у общего предка. Имелись щупальца и у общего предка хордовых животных, к которым относится и человек», - уточнила Елена Темерева.
Таким образом, общий предок билатерально-симметричных животных имел щупальцевидные придатки, что согласуется с идеями российской зоологической школы и противоречит идеям зарубежной зоологии.
Елена Темерева уверена, что результаты данной работы помогут в построении естественной системы животного царства, благодаря которой классификация видов приобретет более конкретный характер.

20:0116-летний кировчанин нашёл телефон и украл деньги через «мобильный банк»