09:3028.04.15

Роскосмос создает холдинг ракетного двигателестроения

Роскосмос создает холдинг ракетного двигателестроения

Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК) готовит предложения по формированию уникального холдинга, объединяющего производителей двигателей для ракет. В данном случае ОРКК занимается чистым новаторством - до сих пор в мире не было крупных холдинговых компаний, специализирующихся на двигателях для ракет и космических аппаратов.
- Да, мы ведем работу по выработке вариантов создания ракетного двигателестроительного холдинга в составе ОРКК, - говорит заместитель гендиректора ОРКК по развитию производства Игорь Арбузов. - Результаты должны быть представлены руководителю Роскосмоса Игорю Комарову и гендиректору ОРКК Юрию Власову к 1 июня 2015 года.
Объединение предприятий ракетно-космической отрасли в укрупненные холдинги началось в 2010 году: тогда Роскосмос предложил распределить все предприятия и научные организации российской космической отрасли в шесть структур. Одна суперкорпорация должна была заниматься производством всех типов спутников, другая - созданием средств выведения, третья - пилотируемыми космическими кораблями и орбитальными станциями. С тех пор эта идея несколько раз модифицировалась, но в целом вектор сохранился: к примеру, на основе ОАО «Российские космические системы» формируется структура, ответственная за все аспекты приборостроения.
В состав планируемого холдинга могут быть включены следующие предприятия Роскосмоса: ОАО «НПО «Энергомаш», ФГУП «Центр Келдыша», ОАО «Протон - Пермские моторы», ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод», ФГУП «Опытное конструкторское бюро «Факел», ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики», ФКП «Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности».
Все эти предприятия совсем не похожи друг на друга: к примеру, химкинское НПО «Энергомаш» выпускает лучшие на сегодняшний день маршевые кислород-керосиновые двигатели в мире, которые экспортируются в США. Напротив, Усть-Катавский вагоностроительный завод - депрессивное градообразующее предприятие, страдающее от спада спроса на трамвайные вагоны. Космический профиль Усть-Катавскому заводу обеспечивает производство маневровых двигателей.
Слишком сильно разнящийся профиль предприятий, выпускающих двигатели для нужд ракетно-космической промышленности, препятствовал организации двигателестроительного холдинга в прежние годы, хотя подобная идея в Роскосмосе обсуждалась многократно.
В этот раз работа по подготовке объединения была организована следующим образом: по команде из ОРКК на каждом предприятии была создана рабочая группа, перед которой поставили задачу написать предложения по оптимизации производства (как на конкретном предприятии, так и в целом в отрасли), изложить видение маркетинговой политики, описать перспективный модельный ряд и т.д. К началу мая предложения рабочих групп с предприятий должны быть направлены в ОРКК, где будут выбирать конструкцию создаваемого холдинга.
- Изначально речь шла о том, что в НПО «Энергомаш» будет головное конструкторское бюро, но затем появились вопросы: как это КБ будет обслуживать производителей, скажем, электроракетных двигателей, которые НПО «Энергомаш» никогда не делал? - рассказывает собеседник «Известий» в ОРКК. - Сейчас пока вопросов больше, чем ответов, конструкция холдинга еще не определена.
По мнению члена совета директоров ОАО «РКК «Энергия» Виталия Лопоты, объединение всех двигателестроительных предприятий в один холдинг негативно скажется на предприятиях-лидерах.
- Нельзя объединять предприятия, которые кардинально друг от друга отличаются и при этом друг с другом конкурируют, - говорит Лопота. - Подавлены будут самые эффективные. НПО «Энергомаш» может пострадать в результате подобного объединения.
По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрея Ионина, самой сложной задачей будет сделать такой холдинг эффективным.
- Не представляю, как это будет выглядеть, в мире нет прецедентов, чтобы создавался холдинг по производству ракетных двигателей, - говорит Ионин. - Если делать одно большое КБ, то его надо делать в Москве, а серийное производство сосредотачивать в регионах. Но это не решение проблемы по большому счету: во всем мире космическое двигателестроение связано с авиационным, также связано с энергетическим машиностроением. Делать холдинг с единственной компетенцией в сфере ракетного двигателестроения, на мой взгляд, смысла нет. Тем более такой холдинг приобретет на уровне отрасли слишком большую власть над всеми другими производителями космической техники - это же будет монополия.
В 2007 году в рамках госкорпорации «Ростех» была создана Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), в состав которой вошли производители двигателей для военной и гражданской авиации, турбин для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающих и корабельных газотурбинных агрегатов. Своей целью ОДК провозгласила намерение закрепиться в пятерке мировых лидеров двигателестроения.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

17:17Под Североморском перевернулась автоледи на иномарке

16:28«КолАтомЭнергоСбыт» поздравляет с Днем защитника Отечества и информирует о режиме работы

16:11Северяне по бесплатным путёвкам отправятся в пансионат под Геленджиком

16:00Невнимательной автоледи грозит штраф за игнорирование «скорой» в Кандалакше [видео]

15:40В ГИБДД назвали основные причины ДТП в Мурманской области

15:30Житель Кандалакши лишился денег при попытке продать автомобиль

15:14Почётные жители Мурманска обсудили дизайн-проекты благоустройства

15:00На дорогах Заполярья с начала года пострадали более 20 детей

14:55В Североморске-3 торжественно открыли новый детсад на 220 мест

14:38С начала года в Заполярье произошло более 130 пожаров

14:17Мобильные операторы выявили музыкальные предпочтения северян

13:54В Мурманске пассажирский автобус протаранил «микрик»

13:37Мурманчан приглашают в Русский музей на выставку молодых художников

13:21В Кольском районе прекратили дело в отношении крабовых браконьеров

13:06В Мурманске детям рассказали о секретах мастерства экскурсовода

12:43Северянина оштрафовали за публикацию запрещённой символики

12:26Экомобиль соберёт лампы и градусники у жителей Мурманска

12:10Врачи рассказали о состоянии пострадавших в жёстком ДТП под Апатитами

11:45На трассе «Кола» после лобового ДТП госпитализировали мужчину

11:42В Мурманске устранили потоп на Радищева

11:34В Мурманске разыскивают очевидцев наезда на 11-летнего мальчика

11:22Студенты спроектировали защитный периметр торгового порта в Мурманске

11:17В 2017 году в «Колэнерго» поступило 464 заявки на технологическое присоединение

11:12У 72-летнего пенсионера из Мурмашей мошенники требовали 290 тысяч

Все новости